Бизнес идея изготовление клатчей
Рассказываем, как занялись изготовлением некрафтовых кожаных изделий, столкнулись с неожиданными проблемами кожевенного рынка, но вышли на Amazon и нацелились на Европу.
Всем привет. Мы, Алексей Павлущенко, Александр Полунин и Михаил Чечеткин, основатели российского бренда изделий из кожи Long River. Мы шьём рюкзаки, кошельки, записные книжки и аксессуары из российской кожи с 2013 года.
Мы прошли тернистый путь от небольшой комнатки с одной швейной машинкой в старом здании на Павелецкой до собственного производства в центре Москвы с оборотом 6–7 млн рублей в месяц. Нам пришлось бросить стабильные работы, а сейчас нашу продукцию можно купить в шоурумах в Москве и Санкт-Петербурге, на сайтах Lamoda, Wildberries, Amazon.
Сегодня мы хотим поделиться опытом: рассказать, с какими трудностями столкнулись на своём пути, и дать полезные советы начинающим предпринимателям.
Про рынок кожаных изделий
Российский рынок по большей части заполнен тремя типами изделий:
- Бренды масс-маркета. Стоимость кожаных изделий этого сегмента невысока (например, сумка-клатч Zara стоит 3000 рублей, кожаная сумка H&M — 6499 рублей, кожаная сумка Mango 3499 рублей), однако такие вещи быстро изнашиваются и легко рвутся.
- Нишевые бренды. Такая продукция исполнена качественно, но продаётся по завышенной для России цене (например, сумка для документов Montblanc — 32 тысячи рублей, бумажник Hard Graft 8274 рублей, мужская барсетка Piquadro 15 600 рублей).
- Бренды крафтового производства. Крафтовые изделия не рассчитаны на массового потребителя и, как правило, изготавливаются качественно и относятся к среднему ценовому сегменту (например, портмоне Manboro стоит 4100 рублей, женская сумка Werfstore — 4900 рублей, travel-конверт Kanscraft — 4950 рублей).
Мы сразу нашли свободную нишу — продукт по качеству и доступности между крафтом и масс-маркетом. Нашей задачей было стать «золотым сечением» рынка — наш продукт должен быть доступен для среднестатистического покупателя, наше изделие должно быть приятно и практично в использовании без ущерба для бюджета.
Как мы начинали
Важно запускать своё дело с единомышленниками. Пять лет назад мы были коллегами, работали в соседних магазинах в одном мебельном ТЦ в Москве, спустя некоторое время мы стали друзьями — вместе обедали, встречались по выходным, обсуждая интересные идеи стартапов и возможность открытия собственного бизнеса.
Со временем работа в продажах и маркетинге нам надоела. И постепенно мы пришли к идее заняться собственным делом.
Подтолкнул нас к новому бизнесу Алексей — началось всё в том же 2013 году. Сначала мы решили заняться изготовлением кожаных кошельков крафтового (единичного) производства, но позднее решили, что маржа с одного изделия будет очень небольшой.
Это подтолкнуло нас попробовать себя в изготовлении столешниц из бетона, но оказалось, что трудозатраты, времязатраты и финансовые затраты оказались слишком большими на единицу товара. Тогда пришло решение вернуться к изготовлению крафтовых кожаных изделий, но массового производства.
Так выглядело наше первое производство
Почему изделия из кожи
Тренд на маскулинность
В 2013 году повсеместно открывались барбершопы и крафтовые бары; парни отращивали бороды, надевали клетчатые рубашки и садились на мотоциклы. На этой волне в дизайнах различных вещей и интерьеров стали использовать натуральные материалы (кожа, камень, дерево, мох и так далее).
Однако ниша изделий из натуральной кожи была практически свободной. Торговые центры были забиты под завязку Zara, H&M (не самыми качественными продуктами) и Dr.Koffer. В то же время в Instagram уже хватало предложений от крафтовых домашних производств, которые предлагали товар ручной работы. Но у них не было мощностей, чтобы перешагнуть объёмы микропроизводства.
Рюкзаки против сумок
В конце 2013 года все — и мы в том числе — ходили на работу с сумками. Однако мода диктовала свои правила и спустя буквально полгода неотъемлемой частью офисного стиля стал рюкзак. Важно было лишь правильно его «упаковать».
Нам удалось «поймать волну» — мы начали с кожаных рюкзаков в минималистичном стиле. Алексей к тому времени уже изучил тематические ролики на YouTube, купил кожу и сделал первый кошелёк. Кожа оказалась слишком мягкой, поэтому изделие не держало форму. Методом проб и ошибок удалось подобрать подходящий материал — необработанную жесткую телячью кожу.
Наша история. Первое удачное изделие — кардхолдер из кожи — до сих пор в нашей мастерской
Первый успех 2013 года (первые проданные изделия) вдохновил нас. Мы делали не просто кошелек, а создавали эмоции. Наша продукция нравилась людям, они получали удовольствие от использования, тактильных ощущений.
Нам потребовалось примерно два года, чтобы бросить работу (и заодно попрощаться со стабильным заработком) и заняться только производством. В 2015 году ассортимент нашего магазина стал пополняться сумками, кошельками и ремнями из натуральной кожи.
Итак, с какими трудностями мы столкнулись на своём пути.
Создать дизайн
В отличие от многих творчески настроенных дизайнеров, которые придумывают изделие экспрессивно и по настроению, мы подходим к разработке дизайна основательно: долго ищем источник вдохновения, изучаем особенности стиля, тщательно продумываем детали.
Как ни странно, стиль наших изделий — это некая отсылка к монументальности архитектуры начала 20 века. На создание определённого декоративного шва нас может подтолкнуть изгиб фасада здания, интересная идея архитектора или его особое мировоззрение.
Минимализм, в котором исполнены вещи Long River, предполагает минимум деталей, поэтому даже малая ошибка может качественно изменить внешний вид изделия.
Вот так выглядит эскиз нашего рюкзака
Раньше мы работали в эклектике, то есть использовали прошлые наработки мастеров нашей индустрии и миксовали их: американский рабочий стиль, британский спортивный, casual и другие. Сейчас мы проводим ребрендинг и для нас это не только смена стилистики сайта, но и общего характера изделий — основной темой наших вещей станет минимализм и модернизм.
Наладить продажи
Стартовой площадкой для продаж стал наш сайт, для которого мы настраивали контекстную рекламу, и аккаунт в Instagram. Первые продажи шли не очень успешно — около двух кардхолдеров в неделю.
Мы самостоятельно закупали сырьё, шили изделия и развозили их покупателям. Вскоре стало понятно, что через группу много не продашь, и мы стали выезжать на маркеты, вроде «Ламбада-маркет» и Faces&Laces. Именно там мы нашли наших первых корпоративных клиентов (театр им. М.Н. Ермоловой) и получили приглашение на радио «Маяк». Сейчас около 30% выручки мастерской приходится на корпоративные заказы.
Наши показатели заметно выросли, когда мы наладили такие каналы продаж, как Wildberries (до 700 тысяч рублей в месяц) и Lamoda (до 500 тысяч рублей в месяц). Сейчас средний ежемесячный оборот компании составляет 6–7 млн рублей.
Каждый день к нам поступает примерно 25 заказов, а минибригада из нескольких мастеров изготавливает семь рюкзаков или 100 кардхолдеров.
Справиться с российскими производителями
Мы наблюдали за тем, как изделия китайского производства продают на российском рынке по завышенной цене, и эти вещи всё больше заполняют нишу масс-маркета. Появилась идея сделать отечественный бренд на основе российского сырья, который будет не только доступный, но и качественный. Так мы и поступили, но столкнулись с проблемами — российским характером производства.
Во-первых, кожа российского производства далеко не всегда высокого качества. Зачастую она пачкает одежду. И если европейские производители признают такую кожу браком и меняют бракованную партию, то российские производители отказываются это делать. Нам приходится избавляться от бракованной кожи и заказывать новую партию за свой счёт.
На бракованной коже встречаются пятна, ожоги
Во-вторых, российские производители кожи не продают мелкими партиями.
Их основные клиенты — крупные мебельные и обувные компании. Небольшим компаниям приходится либо брать кредит в банке, либо сотрудничать с посредниками, которые, готовы осуществлять поставки небольшими партиями. Но такие поставщики заметно завышают цены.
Мировой опыт указывает на то, что рынок движется в сторону поставок в малых объёмах и с нужными заказчику техническими характеристиками.
Например, в Китае заводы исторически заточены под очень большие партии. А компании-производители там более гибкие, они следуют потребностям покупателя и предлагают продукт, подчеркивающий его уникальность. В итоге заводы снижают объёмы минимальной партии для заказа. Вероятно, этот тренд в скором времени появится и в России.
В России нет качественной фурнитуры
Стоит сказать, что эта проблема для нас была не очевидна, но на деле оказалось, что найти хорошего поставщика качественной фурнитуры российского производства практически невозможно. Сейчас мы сотрудничаем с китайскими и японскими производителями: мы заказываем японские молнии бренда YKK и китайскую фурнитуру крупных производителей (напрямую через Alibaba, так как через AliExpress дороже).
Автоматизировать производство (по возможности)
Если другие отрасли лёгкой промышленности уже используют роботов, то на рынке кожаных изделий их практически нет. Роботам сложно работать с мягкой кожей. Однако и этот рынок постепенно меняется: сейчас роботы режут кожу и отшивают простые рубашки, а некоторые из них при работе используют ИИ (швейный робот Sewbot). Вот как это работает (и заменяет десять мастеров):
Российские заводы до сих пор используют оборудование времен СССР. Мы же стараемся по возможности максимально автоматизировать производство. Приходится внимательно следить за развитием лёгкой промышленности в мире и брать себе на вооружение самые интересные приёмы и инструменты.
Например, мы закупаем швейные машины и другое оборудование с автоматическими функциями. Помимо этого сейчас при разработке новых моделей мы начали использовать специализированное ПО для конструирования с возможностью 3D-визуализации и физической симуляции. Это не только позволяет сократить время на разработку моделей, но и сделать их более сложными и качественными.
Что касается оборудования, на котором работают мастера, то в основном это швейные машины китайского производства (…) и восстановленные бывшие в употреблении машины европейского производства.
Некоторые компании занимаются поставкой и перепродажей бывших в употреблении европейских швейных машин в Россию. И это объяснимо — новое швейное оборудование из Европы стоит в несколько раз дороже нового китайского.
Разница между такими машинами видна не только в цене, но и качестве, равно как разница между китайским и европейским авто. Поэтому большинство российских компаний, связанных с изготовлением текстильных изделий, работают на китайском оборудовании.
Удержать мастеров
В нашу сферу приходят технологи советской закалки, которые работают строго до шести вечера, отказываются переходить на современное оборудование и их сложно мотивировать. Работа с такими специалистами отнимает много сил и времени.
У молодых мастеров по коже другая проблема — они быстро выдыхаются и предпочитают уходить во фриланс. Идеального рецепта, как этого избежать, нет. Мы практикуем сдельную оплату труда, поэтому мастер, который работает шесть дней в неделю зачастую получает даже больше, чем мы, основатели. Именно за счёт прогрессивной оплаты труда мы стараемся бороться с текучкой кадров.
Что мы будем делать дальше
Ребрендинг
В начале 2019 года мы запланировали смену концепции бренда — уход от крафта к выдержанному серьёзному стилю в скандинавских мотивах. Компанию ожидает ребрендинг и смена стилистика сайта.
Новая цветовая палитра и концепт
Масштабирование
В скором времени планируем открытие фирменного шоурума Long River и открытие филиала компании в Сочи.
Работа с новыми производителями
Сейчас все наши изделия изготавливаются из российской кожи, но мы намерены сотрудничать с итальянскими производителями. Это позволит повысить качество продукции и увеличит ассортимент.
Освоение европейского рынка
Мы вышли на Amazon (постараемся позже описать в деталях, как это сделать и что это даёт). Если коротко, то это помогло нам в целом с выходом на международный рынок, следующий шаг — открытие офлайн-точек в Европе.
Какие советы мы можем дать
Определитесь с нишей и соберите экспертизу по рынку
Ваш продукт должен решать его проблему. Нам удалось предложить рынку продукт «золотого сечения» — не штучный крафт и не премиум-продукт. Наш рюкзак стоит от 9590 рублей, сумка — от 6990 рублей, кошелёк — от 1490 рублей, ремень — от 1590 рублей, папка для документов — от 3990 рублей.
Сразу следует определиться с ценовой политикой бренда, пулом поставщиков и оборудованием для производства.
Найдите свой стиль
Основной лейтмотив наших изделий — минимализм. Мы не подхватываем стихийные тренды, вместо этого мы придерживаемся стиля smart casual. Например, в 2017 году к нам поступали заявки на изготовление поясных сумок. Мы не поддались тренду, так как ощущали его локальность и несоответствие концепции бренда. Уже в 2018 года мода на такие сумки пошла на спад.
Будьте готовы вкладывать свои средства. Не только на старте. Для запуска проекта Long River понадобилось 800 тысяч рублей основателей, из них 150 тысяч рублей ушли на покупку первого лазера для гравировки.
Вот такой красавец стоит у нас в мастерской
Конец первой части.
Вы тоже можете рассказать о своём проекте, как автор этого материала. Соберите побольше информации — и публикуйте материал в подсайт «Трибуна».
{
«author_name»: «Александр Полунин»,
«author_type»: «self»,
«tags»: [],
«comments»: 66,
«likes»: 63,
«favorites»: 110,
«is_advertisement»: false,
«subsite_label»: «tribuna»,
«id»: 59428,
«is_wide»: false,
«is_ugc»: true,
«date»: «Mon, 25 Feb 2019 09:07:03 +0300»,
«is_special»: false }
Как развивается в Красноярске рынок небольших мастерских по изготовлению кожаных изделий, как относится потребитель к уникальным товарам и какие перспективы открываются для производителей, Лера Дрепак рассказала в интервью Контур.Журналу.
Как все начиналось
У меня развалилась очередная сумка из массмаркета, и мне стало обидно — месяц тратишь на поиск подходящей вещи, а носишь ее всего полгода. И хотя сумки стоят недорого, покупать их каждые полгода получается накладно. У меня возникла острая потребность в сумке, которая будет служить мне хотя бы пару лет. И я решила сделать ее сама.
На этот эксперимент потребовалось всего 4000 руб. Этой суммы хватило на то, чтобы съездить в Новосибирск и купить минимум — небольшой кусок толстой кожи, шило и нитки. В моем городе нет поставщиков шорно-седельной кожи, а в Новосибирске я ознакомилась с широким ассортиментом, взяла образцы, подружилась с поставщиками, чтобы делать заказ по электронной почте и не ездить каждый раз за тысячу километров.
С кожей я не работала до этого момента, но обращаться с ниткой и иголкой умела с детства. Моя бабушка, как и многие женщины старшего поколения, шила одежду для себя и обшивала всю семью. Во времена дефицита ткань было приобрести проще, чем готовую одежду. Мне нравилось наблюдать, как появляется готовая вещь из-под старого «зингера». Я наблюдала, училась и участвовала в процессе. Позже я начала создавать одежду для себя: измеряла, вырезала, шила.
После окончания университета я пробовала себя во многих сферах. Работала по специальности, фотографом, торговым представителем, арт-директором, продавцом, но по-настоящему интересно мне было только шить. Я прекратила зря тратить свое время и начала шить одежду на заказ. Рисовала много эскизов, участвовала в конкурсах для дизайнеров одежды и везде добавляла сумки, потому что с ними образ выглядит цельным.
Когда я сделала первую сумку, я была довольна, ведь она получилась такой, как я и задумала. Но меня удивило, что она вызывала интерес у других людей. Меня спрашивали о ней друзья и знакомые. Люди в автобусах, в магазинах, на улице интересовались, где я купила эту сумку. Так я стала делать сумки на заказ. Первые заказы с трудом покрывали затраты на материалы, но благодаря им я училась работать с кожей.
С каждым новым изделием повышался интерес к нашим сумкам, соответственно, повышалось и их качество. Я пробовала сложные конструкции, затемняла и высветляла кожу с помощью пчелиного воска, полировала края до блеска разными средствами, которые варила дома, и применяла способы обработки, которые находила в интернете и придумывала сама.
Весь доход я вкладывала в покупку новых инструментов и материалов. Объем производства рос, и я задумалась об аренде помещения. На меня вышли ребята, которые тоже работали с кожей, и предложили снимать помещение на троих. В таком составе мы проработали полгода, после чего каждый отправился в свободное плавание. Это был ценный опыт.
Ассортимент
Меня удивляет, что российские производители кожи не заинтересованы в новых клиентах. У менеджеров приходилось выпрашивать образцы или отправлять курьеров к ним за свой счет. В Европе и США компании более заинтересованы в сотрудничестве, они высылали нам образцы бесплатно и доставляли их быстрее, чем это делают в России.
Может показаться, что внешний вид сумки зависит только от материала, но это не так. Плохая фурнитура превращает сумку из дорогой итальянской кожи в дешевый ширпотреб. Я пробовала работать с разными поставщиками в России, Китае и Европе, но по качеству и цене меня больше устроили производители из США.
Сейчас мы делаем не только сумки, но и портмоне, ремни, чехлы для барберов, кардхолдеры, браслеты и даже украшения. В среднем в месяц мы производим от 40 до 80 позиций, все зависит от сложности и размеров.
Основные модели наших сумок изготовлены из толстой шорно-седельной кожи, но мне нравится экспериментировать с материалами. Я делала сумки в сочетании с деревом, большие мягкие шопперы из тонкой драппирующейся кожи. А в последнее время меня привлекает сочетание мягкой текстурированной кожи с твердой и гладкой. Я готовлю новый ассортимент сумок, которые будут заметно отличаться от всего, что я делала раньше, и от того, что можно найти в магазинах.
Конкурентная обстановка и продажи
Сумки ручной работы производятся долго. Конечно, если мы говорим о высоком качестве работы. На изготовление одного портфеля у мастера уходит четыре-пять полных рабочих дней. Все детали должны быть вымерены с точностью до миллиметра, края — гладкими и заполированными, бахтармяная поверхность — отшлифована и покрыта защитным средством, все части — прошиты вручную. Седельный шов не распускается даже в случае разрыва. Один стежок можно разрезать ножом, и он не порвется дальше, как машинный. Мы изготавливаем вещь, которая прослужит 10-20 лет, которую можно будет передать по наследству. Работа на машинках уступает в плане долговечности. Поэтому самые дорогие и востребованные сумки в мире — это сумки ручной работы.
Из-за повышенного спроса мы работаем на 80% на предзаказ, на 20% для магазинов.
Мы бережно относимся к бренду и работаем только с интересными магазинами. И еще важный момент – процент накрутки. Большинство магазинов работает с накруткой 50%. Мы же не можем уменьшить цену вполовину и работать в убыток.
Конкуренты есть в любой сфере и в любом городе. В нашей ценовой категории есть масса именитых брендов, которые производят сумки. Если смотреть глобально, то мы конкурируем и с ювелирными мастерскими, и с производителями гаджетов. Что подарить любимой девушке на круглую дату? Сумку, кольцо или iPhone. Что касается местных производителей кожгалантереи, то за последнее время в Красноярске их появилось много, но только единицы могут продемонстрировать высокое качество. Лично мне нравится, что появляются новые мастерские, ведь чем больше людей занимается кожей, тем выше интерес покупателей к изделиям ручной работы.
Один из способов продвижения, который мы используем, — это гарантия и бесплатное сервисное обслуживание. Мы ухаживаем за сумкой, обновляем цвет кожи и покрываем ее защитными средствами.
Чтобы обеспечить услугу сервисного обслуживания покупателям из других городов, недавно мы создали набор по уходу за кожаным изделием, который будет идти в комплекте с сумкой.
В интернете больше всего продаж мы осуществляем через Instagram. Это очень удобная соцсеть с понятным минималистичным профилем. Кроме того, с помощью фотографий можно показать, как и с чем лучше носить ту или иную сумку.
Планы на будущее
На сегодняшний день основная цель — это увеличение мощностей производства, поскольку уже сейчас спрос на сумки превышает предложение.
Над созданием сумок у нас одновременно трудятся три человека. Мы планируем взять в команду еще двух мастеров, распределить задачи между всеми специалистами и увеличить объемы в три раза. Сейчас я разрабатываю систему обучения новых сотрудников. Ведь тому, как мы работаем с кожей, не учат в вузах и училищах.
Что касается долгосрочных перспектив, то в планах у нас запуск интернет-магазина, выпуск новой коллекции, покупка швейных машин и станков для выпуска новой бюджетной линейки товаров с машинным швом. Хотелось бы также больше внимания уделять промо, ведь мы делаем крутые вещи, и люди должны об этом узнать.
Но самое важное, что мы хотим сделать на будущий год, — это выйти на международный рынок. Благодаря соцсетям у нас есть заказы из Европы и Америки. Продавать сумки за доллары сейчас очень выгодно.