Бизнес идея дом на колесах
Автор идеи: Нелли Федосенко
30 лет назад самым популярным междугородным транспортом в России (особенно в семейных поездках на юг) была железная дорога.
Но не кажется ли вам, что наша российская железная дорога, развиваемая чисто по-российски (то есть никак), очень сильно отстала в своем развитии и перестала отвечать последним требованиям скорости и комфорта?
Вагоны как были допотопными, так ими и остались (за очень редким исключением). В поездах, как в старые времена, не открываются окна (зимой холодно, летом жарко), негде поесть. Чтобы добраться из России в Россию (на поезде Москва-Анапа, к примеру), приходится два раза проезжать украино-российскую границу (где вас 4 раза за ночь поднимут, чтобы проверить документы) и тратить на дорогу 3 суток (а на анапском вокзале вам еще придется искать такси, чтобы он довез вас до города, так как вокзал находится в нескольких километрах от него!)!
А уж если вам придется пересаживаться в Москве с вокзала на вокзал (отдавая при этом немалые суммы алчным московским таксистам), мучительно сидеть в зале ожидания рядом с жутко дорогим кафе и вонючим туалетом (например, на Киевском вокзале), то дорога в южный рай покажется вам адом.
Российская железная дорога явно выбивается из прогресса. В то время, когда активно развивается автомобильный транспорт (благодаря Западу) с его скоростями и комфортом, железная дорога скрипит все теми же старыми допотопными вагонами, единственный плюс которых — горизонтальные полки, на которых удобно коротать ночь.
При этом стоимость проезда по железной дороге постоянно растет. Прибавьте к этим затратам еще траты на проживание в курортном городе (несколько тысяч рублей в день) — и стоимость вашего семейного отдыха достигнет 100-150 тысяч рублей.
При моем размышлении о желании поехать отдохнуть и о нежелании более садиться в российский поезд, мне на лицо попалась заметка об одной молодой американской семье, которая живет в автобусе, колеся по теплой Калифорнии, да еще и успевая заниматься интернет-бизнесом (etsy.com/storque/shop/featured-seller-pollenarts-12588/):
В этом доме на колесах есть все для жизни и для бизнеса (семья зарабатывает тем, что варит и продает свечи на etsy.com — эти свечи вы как раз и видите на фотографии их кухни): кухня, место для отдыха, туалет с умывальником.
Вот на таком бы автобусе и поехать всей семьей в отпуск!
Американцы так и делают. У них очень сильно развит бизнес по сдаче в прокат подобных автобусов (кемперов).
Пришел этот бизнес и в Россию. Уже сегодня работают несколько фирм (в основном, в Москве и Санкт-Петербурге), у которых можно взять подобный дом на колесах напрокат.
Например, Яхты на колесах — autoyahta.ru/prokat.html:
Автокемпер — autocamper.ru/drupal/rent:
Предлагаемые к прокату дома на колесах достаточно дорогие, потому что сделаны на Западе по самому высокому уровню комфорта (в них есть душ, туалет, холодильник, кондиционер, плита, места для отдыха):
СтОят такие дома на колесах в районе 2-4 миллионов рублей, а напрокат сдаются по цене 8000-9000 рублей за сутки.
И при этом клиенты встают в очередь, как утверждает компания «Яхты на колесах» (кстати, она же предлагает франшизу предпринимателям из регионов — autoyahta.ru/part.html).
Ну, а если потребителю предложить нечто попроще и подешевле? Я думаю, спрос будет еще больше (особенно в небогатых регионах).
Например, купить подержанный микроавтобус (autoline-eu.ru/s/mikroavtobusy-passazhirskiy—c6tk2349.html) за 200-300 тысяч рублей. Поставить в него биотуалет (5000 рублей), электроплитку (1000 рублей), установить простейший душ (бак для воды и шланг), вместо сидений — лежанки — и получите кемпер для не очень богатой семьи. Который можно сдавать напрокат по щадящим ценам — 1500-2000 рублей за сутки.
(Стоимость использования такого транспорта для клиента в течение 20 дней отпуска будет эквивалентно стоимости билетов на поезд! В 2010 году в семейной поездке на юг я потратила на железную дорогу как раз около 40 тысяч рублей.)
При минимальной загруженности 100 суток в год — вы за 2 года отобьете все свои затраты.
А ваш клиент получит отличный домик на колесах, в котором он за сутки доедет до любимого курорта, сможет свободно колесить по курортному городу и одновременно жить в своем домике (экономя при этом несколько десятков тысяч рублей на жилье).
* В расчетах используются средние данные по России
15 200 000 ₽
Стартовые вложения
500 000 — 913 000 ₽
Чистая прибыль
Путешествия с использованием домов на колесах и бизнес на сдаче автодомов в аренду давно стали популярны в Европе и Новом Свете, но в России эта ниша еще свободна. Рассмотрим, что нужно для старта.
Российский туристический бизнес на излете 2010-ых переживал нелегкие времена — банкротство крупнейшего туроператора Thomas Cook, мощнейший ураган «Дориан» на Атлантическом побережье, нестабильная политическая обстановка в некоторых странах, сильнейшая конкуренция среди агентств по популярным направлениям… На этом фоне многие предприниматели задумываются о новых направлениях в туризме — куда податься, чтобы и направление было перспективным, и ниша относительно свободной?
Безусловно, решения есть и одно из них — караванинг. Действительно, путешествия с использованием «домов на колесах» давно приобрели популярность как на территории старушки-Европы, так и в Новом Свете. Почему бы не заняться активным развитием услуги у нас в стране? В сегодняшнем материале мы постараемся ответить на все вопросы, связанные с открытием такого бизнеса, как караванинг.
Суть бизнес-идеи. Плюсы и минусы
Основной доход владелец бизнеса получает со сдачи в аренду автодомов-кемперов. Наибольший поток клиентов наблюдается в летний сезон, когда отдыхающие планируют поездки в теплые регионы страны, на море, и даже дальние трипы за рубеж. Параллельно с прокатом автодомов, некоторые предприниматели оказывают сопутствующие услуги, которые призваны сделать отдых на колесах более комфортным. В частности, это открытие в излюбленных местах туризма специально оборудованных кемпингов, которые позволят отдыхающим в полной мере насладиться домашним комфортом и уютом передвижных домов.
Если говорить непосредственно про Россию, у нас по сравнению с западными странами караванинг еще не так развит. Этот момент можно отнести как к плюсам, так и к минусам бизнес-идеи. С одной стороны конкуренция между провайдерами по аренде кемперов еще не настолько велика, с другой стороны — дорожная инфраструктура практически никак не заточена под караванинг и с точки зрения автопутешественника находится в зачаточном состоянии.
Кстати говоря, отсутствие серьезной конкуренции позволяет компаниям-арендодателям удерживать довольно высокий уровень цен на аренду кемперов.
Для сравнения суточная стоимость аренды автодома эконом-класса в Германии и Италии составляет 65 евро (около 4,5 тыс. рублей на начало 2020 года), в то время как аналогичный по функционалу аппарат обойдется в России уже минимум в 10 000 руб.
Разброс цен заметен и в премиум-сегменте — ценник в странах ЕС за топовый Hymer начинается со 150 евро/сутки, в том время как у нас нужно быть готовым раскошелиться минимум на 15 000 рублей в день.
Краткий экскурс в историю
Многие склонны воспринимать караванинг как нечто новое и даже диковинное для нашей страны. На самом деле, производить первые «дома на колесах» начали в еще в СССР, в далеком 1958 году. Первые отечественные караваны РАФ-04 представляли из себя полуприцеп, внешне напоминающий «половинку» популярного тогда микроавтобуса Рижского автомобильного завода, с элементами подвески от газовской «Победы». Внутри «рафик» был переоборудован по принципу железнодорожного купе. Однако передвижная «дача» получилась слишком тяжелой (950 кг), громоздкой и могла буксироваться только автомобилями производства ГАЗ — то есть априори была недоступной большинству рядовых граждан.
Прицеп-дача РАФ-04
Попытки возобновить массовое увлечение караванингом предпринимались и в лихие девяностые. В 1996 году на базе недавно появившейся тогда ГАЗели нижегородский завод представил довольно удачный вариант компактного кемпера Weekend. Российский автодом мог похвастать наличием душа с биотуалетом, просторной двуспальной кровати и телевизора.
При этом Европа сходила с ума по караванингу еще в 60-ые на заре эпохи хиппи. Особенной популярностью у странствующей молодежи пользовался микроавтобус Volkswagen T1, который каждый переоборудовал как мог под свое понимание идеального автодома. Машинка получилась настолько удачной, что за свою специфическую внешность получила даже народное прозвище — Булли (то есть «бульдожка»). «Тэ первый», построенный на узлах и агрегатах Жука, стал настоящим символом эпохи пацифистов, свободной любви и рок-н-ролла.
Дом на колесах на базе Volkswagen T1
Запуск бизнес-идеи
Для официальной регистрации компании, предоставляющей услуги в сфере караванинга, необходимо зарегистрировать юрлицо с указанием следующего кода ОКВЭД:
77.1. Аренда и лизинг грузовых транспортных средств
При этом данный классификатор предпринимательской деятельности включает в себя два подвида:
77.11. Подойдет для компактных кемперов эконом-класса на базе малотоннажных фургонов, снаряженная масса которых относительно невелика, с весом до 3,5 т;
77.12. Применяется для сдачи в аренду грузовых авто, прицепов и полуприцепов массой свыше 3,5 т .
Развитие караванинга обязательно предполагает интеграцию с другими компаниями и госструктурами. Например, можно заключить договоренности с придорожными отелями о предоставлении сопутствующих площадок для стоянки автодомов — в выигрыше останетесь и вы, и ваши партнеры. Идеальным развитием проекта станет налаженное взаимодействие с администрацией региона — при наличии господдержки станет возможным новый виток развития инфраструктуры караванинга.
Выбор пункта размещения и месторасположения
Открывать пункты караванинга можно по сути там же, где присутствуют пункты проката легковых автомобилей формата Avis или EuropCar, например, аэропорты и вокзалы. Не стоит пренебрегать также сотрудничеством с турагентствами и отелями — и те, и другие могут продвигать услуги караванинга, работая по агентской системе (за процент с полученных заказов).
Желательно ориентироваться не только на свой регион присутствия, но и на излюбленные туристами курортные места, где крайне желательно иметь также своих представителей — это города на побережье Черного моря, горнолыжные курорты Северного Кавказа и т. д.
Необязательно совмещать стоянку кемперов с точкой продаж — вам, скорее всего, будет удобнее хранить и обслуживать автодома на охраняемой площадке или базе. Само по себе сервисное обслуживание кемперов обычно не предполагает сложностей, поскольку большинство экземпляров строится на базе популярных моделей фургонов — Volkswagen Transporter, Fiat Ducato, Iveco Daily и т. д.
Итак, небольшая пошаговая инструкция:
Открываем пункт приема заказов и презентации услуг в хорошем проходном месте (средняя аренда составит порядка 25 тысяч рублей в месяц даже в крупном торговом центре, поскольку понадобится совсем небольшая площадь для размещения промо-стойки). Арендуем парковку для хранения автодомов на период их хранения между заказами (15 000 рублей в месяц за 5 парковочных мест).
Заключаем партнерскую программу со потенциальными агентами-реселлерами, которые будут продвигать ваш сервис своим клиентам за вознаграждение со сделки;
Находим хороший сервис, который располагается в непосредственной близости от парковки и желательно специализируется на обслуживании и ремонте тех моделей грузового транспорта, на базе которых построены ваши кемперы.
Закупаем основные активы бизнеса — кемперы
При выборе ассортимента автодомов для сдачи в прокат следует ориентироваться на различные аудитории клиентов.
1. Автодома на базе фургона. Так называемый «костяк» автопарка должны составлять наиболее популярные в России эконом-варианты и модели среднего ценового сегмента. Как правило, это построенный на базе «полуторатонного» фургона автодом, который располагает всеми удобствами для автономного путешествия компании из 3-4 человек.
Автодом на базе Fiat Ducato
Популярны у караванеров переделки фирмы Adria. Мы рекомендуем на старте взять 2-3 таких варианта. Стоимость ухоженных экземпляров на вторичном рынке составит от 4 миллионов за единицу техники.
2. Автодома на базе пикапов. Отдельная категория клиентов — любители внедорожных вылазок. Этим возможностей традиционных кемперов будет явно недостаточно, какой-нибудь фургончик типа Citroen Jumper для удовлетворения «хотелок» таких заказчиков уже вряд ли подойдет. Решение есть — автодома на базе пикапов с полным приводом и пониженной передачей. В их основе — рамные модели VW Amarok, Mitsubishi L200, Toyota Hilux и даже УАЗ. Преимущества таких вариантов — возможность выбраться в совсем уж уединенное место где-нибудь на лоне природы.
Автодом на базе Mitsubishi L200
Однако у переделок на базе пикапов есть и свои недостатки — они существенно теснее и рассчитаны в основном только на двоих путешественников. Хороший свежий вариант будет стоить порядка 3 миллионов рублей.
3. Автодома премиум-сегмента. Если позволяет бюджет — можно взять автодом и для тех, кто предпочитает все самое-самое. Преуспели в этом немцы из компании Hymer AG, который являются одними из старейших производителей автодомов — история компании ведется с далекого 1923 года. Топовые варианты имеют на борту все элементы удобства современного номера из пятизвездочного отеля — ванну-джакузи, роскошную двуспальную кровать, систему индивидуального климат-контроля, скоростной Wi-Fi и т. д. Однако ценники на «Химеры» совсем уж негуманные — прайсы стартуют с отметки в 10-15 миллионов рублей, причем это только начало. Наш совет — начать с массового сегмента, и если почувствуете хороший спрос на премиум, докупите или возьмете в лизинг топовый автодом в дальнейшем.
Внутри автодома фирмы Hymer AG
Итого, на первое время можно уложиться в бюджет в 15 000 000 рублей. В данный ценовой диапазон будет входить три эконом-варианта на базе «полуторок» (12 миллионов рублей) и один внедорожный пикап (еще 3 миллиона).
Из дополнительных затрат на оборудование придется потратиться разве что на GPS, чтобы иметь возможность отслеживать местоположение автодома в текущий момент времени.
Подбор сотрудников
Для открытия точки продаж в ТЦ/аэропорту/отеле понадобится персонал из 2 менеджеров по продажам. Эти сотрудники будут работать со входящими обращениями по телефону, e-mail и отвечать на вопросы посетителей локации. При заключении заявки на аренду сотрудник должен презентовать кемпер, показать все преимущества его использования, составить договор и сверить имеющиеся сколы и повреждения на кузове (если они имеются).
Также сотрудники должны быть постоянно на связи и в случае возникновения внештатной ситуации на дороге, готовыми помочь клиенту (вызвать специалиста техподдержки, сориентировать по функционалу той или иной опции) либо просто продлить срок действия аренды. ФОТ менеджера может составить порядка 40 000 руб. в среднем городе-миллионнике.
Несмотря на договор с сервисами, необходимо всегда иметь сервисного техника, готового в случае возникновения неисправности выехать на место для ее устранения. Также этот специалист может контролировать закупку запчастей и расходных материалов, взаимодействовать с СТО по текущему обслуживанию кемперов. Работа специалиста может быть сдельной исходя из выполненных заявок, либо по договоренности состоять из оклада и бонуса за проведенные ремонты.
Финансовые показатели
Сумма начальных вложений в бизнес по услугам караванинга по нашей бизнес-модели составит 15 200 000 рублей. Более подробно с затратами можно ознакомиться ниже. Как видно, основная статья затрат — это закупка непосредственно самих автодомов.
Вложения в бизнес на сдаче в аренду автодомов
№ | Статья расходов | Сумма, руб. |
---|---|---|
Недвижимость | ||
1 | Аренда точки продаж | 25 000 |
Оборудование | ||
2 | Автодома Fiat Ducato ( 3шт.) | 12 000 000 |
3 | Автодом на базе пикапа 4×4 | 3 000 000 |
4 | GPS-оборудование | 50 000 |
5 | Обустройство точки продаж | 100 000 |
6 | Колл-трекинг и настройка телефонии | 5 000 |
Оборотные средства | ||
7 | Контекстная реклама | 20 000 |
Итого: | 15 200 000 |
Если исходить из стоимости аренды автодома в размере 10 000 рублей в сутки, каждый кемпер будет приносить порядка 300 000 рублей в месяц, то есть 3 легковых варианта эконом-класса и 1 пикап способны сделать предпринимателя богаче на 1 200 000 рублей в месяц. Однако сейчас мы говорим про пиковые периоды, когда спрос со стороны туристов велик настолько, что позволяет работать с полной загрузкой.
Однако не стоит отчаиваться — спрос на кемперы подскакивает не только летом, но и на майские праздники, а также в зимний период, когда туристы используют автодома для поездок на горнолыжные курорты. Если оценивать среднегодовую загруженность пикапов работой, стоит делить «оптимистичные» показатели полной загрузки надвое.
Основные показатели бизнеса
Показатель | Сумма, руб. |
---|---|
Инвестиции | 15 200 000 |
Выручка, руб. | 1 200 000 |
Переменные затраты, руб. | 50 000 |
Постоянные затраты, руб. | 45 000 |
ФОТ (с отчислениями), руб. | 120 000 |
Налог УСН 6% | 72 000 |
Чистая прибыль | 913 000 |
Таким образом, при средней загрузке в 50% от общего времени владения кемпером (убираем простой на стоянке и время, необходимое на ТО и сервис), получаем порядка 500 000 рублей гарантированной прибыли. Таким образом, период окупаемости проекта составит по осторожным подсчетам почти 3 года.
Краткое резюме
Итак, стоит ли открывать бизнес в сфере караванинга — решать вам. Однако мы со своей стороны не можем не упомянуть ряд плюсов этого проекта — слабая конкуренция, большой потенциал (еще не все соотечественники раскусили все прелести отдыха в автодоме) и возможность неограниченного развития.
Еще один интересный момент — просматривая объявления о продаже кемперов на “Авто.ру” и “Авито”, мы столкнулись с большим предложением в сегменте полуприцепов-автодач. Да, для поездки с таким автодомом понадобится укомплектовать свой автомобиль фаркопом (прицепным устройством), но и стоимость прицепа существенно ниже полноценных кемперов — подержанные варианты продают в пределах полумиллиона рублей.
При этом такие одноосные транспортные средства предлагают ничем не худший уровень комфорта по сравнению с традиционными кемперами. Даже доступные подержанные модели способны предложить любителям дальних поездок полноценные кровать и стол, плиту для приготовления пищи, биотуалет и выносной душ. Вот вам и еще одна идея для сопутствующего караванингу бизнеса!
Что до дорожной инфраструктуры, будем надеяться что в ближайшее время она будет улучшаться. По крайней мере нам удалось выяснить об открытии в следующем сезоне сразу нескольких новых кемпингов в Крыму — регион активно развивается в плане туризма и благодаря своему удачному местоположению может стать настоящей меккой для любителей отдыха «дикарями».
Все материалы по тегу: караванинг
7240 человек изучает этот бизнес сегодня.
За 30 дней этим бизнесом интересовались 333313 раз.
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал