Бизнес идея для ремесленников
Да, на полках супермаркетов можно найти все, что угодно: начиная от продуктов питания, заканчивая мебелью, одеждой и бытовой техникой. Вместе с тем с каждым годом возрастает спрос на натуральные изделия и продукцию ручной работы. Так возрождаются забытые некогда ремесла. Так, как на счет того, чтобы превратить увлечение в собственный и весьма прибыльный бизнес?
Ковка: как на ней заработать?
В наши дни кузнечество считается архаичной профессией, ведь все манипуляции с металлом сегодня проводятся с помощью специальной техники. Конечно же, вы вряд ли заработаете на создании подков или инструментов, которые на сегодняшний день никому не нужны. Тем не менее, некоторые люди умудряются сколотить капитал на изготовлении различных реплик, например, старинных мечей. Спросом пользуются и копии изделий из известных фильмов, особенно, если они изготовлены вручную.
Любите шить? Превратите это в бизнес
В отличие от кузнецов, которые практически вымерли, дело портных процветает. Конечно же, можно создавать собственные модели одежды или же шить под заказ, но это далеко не единственный источник заработка. Многим людям сегодня требуется подчинить какой-то поврежденный предмет гардероба или же подогнать наряд по фигуре.
Вязание снова в моде
У многих вязание ассоциируется с теми уродливыми, неприятными к телу свитерами, которые нам дарили под Новый год. На самом же деле это может стать весьма прибыльным бизнесом.
Далеко не вся подобная одежда уродливая. Более того, аккуратно связанные свитера, туники и даже платья снова в моде. Кроме того, можно изготавливать теплые зимние шарфы и милые шапочки им в тон. Перчатки, митенки, гетры, шали, чехлы для айфона — все это может быть и вязаным, и красивым. Дайте волю своей креативности.
Работа по дереву: кому это нужно?
Работа с деревом может стать настоящей отдушиной, ведь это искусство, которое позволяет дать волю фантазии. Конечно же, наиболее очевидный источник заработка — производство уникальной мебели и прочих громоздких предметов для дома. Но этим спектр деятельности не ограничивается. Специальные деревянные кухонные приборы, разделочные доски, игрушки, аутентичные бусы и прочие украшения, шкатулки, реплики оружия (например, мечи, луки, стрелы) — на все это есть спрос, особенно если работа мастера действительно хороша.
Домашняя косметика
Принято считать, что косметика — приобретение современности. Тем не менее, первые средства для ухода за кожей и даже макияжа появились на территории Древнего Египта. Может стоит обратиться к истокам?
Популярностью сегодня пользуются шампуни и мыло ручной работы, поскольку в их состав входят лишь натуральные, полезные компоненты. То же касается лосьонов для тела, масок для волос, кремов для лица, массажных масел и даже декоративной косметики. Пометка «экологически чистый» автоматически сделает вашу продукцию популярной. А далее дело уже за вами — нужно лишь изготавливать действительно качественные, натуральные средства, помогающие ухаживать за телом, не нанося при этом вреда.
Кожевник: спрос все еще существует
Никто не поспорит с тем, что кожаные изделия всегда были популярными и, наверное, никогда не выйдут из моды. Именно поэтому профессия кожевника имеет перспективы, ведь каждому хочется иметь не просто кожаный аксессуар, но изделие ручной работы. Что можно изготавливать? Да, практически все, включая кошельки, декоративные мешочки, пояса, ремни, шляпы, элементы для украшения одежды в обуви.
Искусство декупажа
На многих людей одно лишь слово «декупаж» навевает смертную скуку. Почему? Потому что ассоциации у всех одни и те же — деревянная шкатулка, украшенная цветочным орнаментом.
Тем не менее, декупаж при должном подходе можно превратить в прибыльный бизнес, ведь декорировать можно не только шкатулки. Бутылки, тарелки, кошельки, подставки под чашки, часы и даже мебель — все можно украсить оригинальным орнаментом и придать более антикварного вида. Более того, даже та пресловутая шкатулка в руках умелого мастера может стать настоящим произведением искусства.
Цветочное оформление
Флорист — такая модная сегодня профессия, о которой еще пятьдесят лет назад мало кто слышал. Тем не менее, это занятие имеет глубокие корни. Впервые ремесло украшения цветами появилось еще в Древнем Египте. Люди, создававшие праздничное настроение с помощью растений, пользовались уважением и популярностью.
Сегодня эта профессия снова в моде и даже обзавелась специальным термином. Если вам нравится возится с растением, составлять красивые букеты, создавать в помещении уют с помощью цветов, то стоит опробовать себя в новом амплуа. Но учтите, что на этом поприще вам придется столкнутся с конкуренцией, ведь флористов много (существуют даже целые компании с филиалами по всему миру). С чего начать? Предложите свои услуги в организации свадьбы друга или дня рождения соседки. Можно даже сделать это бесплатно — вам нужны примеры работ для создания портфолио. А дальше пусть ваши труды говорят сами за себя.
А что на счет пивоварения?
Кого-то в современном мире еще можно удивить пивом? Ведь количество сортов этого напитка попросту огромно. Да, это правда, вполне вероятно, что вам придется нелегко. Но, если вы ценитель пива, то знаете о том, что каждый сорт по-своему особый, обладает уникальным ароматом и вкусовыми качествами.
Все, что от вас требуется, — изготовить действительно вкусный, качественный напиток и угостить им несколько десятков (или сотен) друзей и знакомых. Конечно же, производство пива в промышленных масштабах требует значительных денежных влияний. Поэтому начать стоит с небольшой, домашней пивоварни.
Слышали о горшечницах?
Как жили люди во времена, когда не было возможностей пойти в магазин и купить красивую вазу или заказать набор посуды через интернет? Правильно, все делали сами. Разумеется, далеко не в каждой хозяйки сегодня есть время на то, чтобы делать из глины тарелки и прочую домашнюю утварь. Зато есть те, которые готовы приобрести глиняную посуду ручной работы. Спрос сегодня есть на все — покупают глиняные горшочки, вазы, красиво расписанные тарелки, декоративные элементы, ведь каждый из них является уникальным. Никогда не думали о том, чтобы организовать в доме собственную мастерскую?
Конечно, нужно понимать, что на построение бизнеса уходит время и средства, пусть и небольшие. Для начала вам нужно будет усовершенствовать свои навыки — люди всегда покупают более качественную продукцию. А затем и наработать стабильную клиентскую базу. Благо, в современном мире с рекламой легче — достаточно лишь загрузить свои работы в интернет, продемонстрировать их пользователям Instagram, создать страницу заказов и, конечно же, начать коллекционировать довольных покупателей. Несмотря на все трудности, ваше хобби можно и даже нужно превратить в бизнес.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Ремесленничество – это один из видов предпринимательской деятельности
К ремесленникам относятся мастера и объединения мастеров, которые производят уникальную продукцию по традиционным технологиям. Как и другие бизнесмены Москвы, они могут рассчитывать на поддержку от города.
Рассмотрим подробнее, кто именно относится к ремесленникам, какую организационно-правовую форму ведения бизнеса они могут выбрать и как выгодно работать, используя этот статус.
Кто такой ремесленник и какие есть мастера?
Ремесленник – это мастер, производящий на продажу или на заказ изделия, создаваемые на основе:
- традиционных технологий
- исторически сложившихся в определенной местности требованиям к функциональности и эстетике продукции
Изделия и товары должны обладать индивидуальностью и создаваться с использованием специальных навыков. Преимущественно это продукция ручной работы, в том числе относящаяся к товарам народно-художественного промысла.
Квалификация «мастер» подтверждается свидетельством или дипломом. Перечень видов деятельности, относящихся к ремесленничеству, можно посмотреть здесь. Это, например:
- ювелиры
- часовщики
- столяры
- плотники
Мастер – это носитель художественной традиции какого-либо ремесла или промысла
- обувщики
- стеклодувы
- гончары
- те, кто вяжут на заказ
- и многие другие
Права мастера
- Самостоятельное ценообразование и выбор способа реализации товаров
- Самостоятельный выбор формы ведения бизнеса (регистрация в качестве ИП, самозанятого и т.д.)
- Бесплатная или возмездная передача опыта:
- подмастерьям (подмастерье работает у мастера или в созданной ремесленниками коммерческой организации по трудовому договору)
- ученикам (обучение лиц до 18 лет по договору между мастером и учеником, результат обучения – сдача экзамена на квалификацию «подмастерье»)
- Привлечение для производства товаров/проведения работ подмастерьев и учеников
- Возможность получить личное клеймо, отличающее продукцию от товаров других ремесленников
.
Что относится к изделиям народного художественного промысла?
Изделия народного художественного промысла (НХП) создаются на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного или механизированного труда.
Решение о том, относить ли работы ремесленника к изделиям НХП, принимают художественно-экспертные советы по народным художественным промыслам. Для этого им потребуется изучить типовые образцы продукции. Какие изделия не относятся к НХП – смотрите во вложении.
Какие налоговые режимы подходят для ремесленников?
Для осуществления коммерческой деятельности можно:
- зарегистрироваться в качестве самозанятого и платить налог на профессиональный доход
- стать индивидуальным предпринимателем – для ИП доступно больше вариантов налоговых режимов
- открыть компанию
Подобрать подходящий режим налогообложения можно с помощью удобного и бесплатного онлайн-сервиса.
Какие есть меры поддержки от города для ремесленников?
На ремесленников распространяются все меры поддержки от Москвы, которые предназначены и для остальных столичных компаний и ИП. Среди них:
- на компенсацию расходов за участие в выставках на территории России (до 350 тыс. руб.) и за рубежом (до 700 тыс. руб.)
- на возмещение части затрат, связанных с международной сертификацией и транспортировкой товаров за рубеж (до 3 млн руб.)
О чем еще важно знать
Как можно вести бизнес объединениям мастеров?
Вести ремесленническую деятельность можно, объединяясь в коллективы и создавая специальные организации. Таким коллективам и организациям допустимо иметь коллективное клеймо для своих изделий.
Мастера и ремесленные организации могут получить членство в:
Центрах ремесел
это некоммерческие организации, создаваемые по территориальному или отраслевому принципу, которые помогают ремесленникам вести свою деятельность, в том числе за счет консультирования и обучения
Московской палате ремесел
она создана для всесторонней поддержки ремесленничества – от представления интересов ее членов в органах госвласти Москвы и защиты прав ремесленников до содействия профессиональной подготовке и повышению их квалификации
Как еще город помогает ремесленникам в продвижении?
- Российские организации НХП привлекаются к участию в городских торговых фестивалях цикла «Московские Сезоны» и на региональных ярмарках, где можно найти новых клиентов и новые заказы. Места предоставляются бесплатно
- Поддержка в организации выставок, художественных акций и проектов, популяризирующих лучшие произведения современных художников декоративно-прикладного искусства, ювелиров и других мастеров (например, тех, кто изготавливает изделия с учетом традиций народного искусства из керамики, ткани, дерева, камня, металла, кости, кожи и т. д.)
- Персональные, тематические, коллективные и другие выставки профессиональных художников и ремесленников проводят музеи, выставочные залы, галереи, библиотеки и культурные центры, подведомственные Департаменту культуры города Москвы
Заявки для рассмотрения возможности организации выставки принимает Объединение «Выставочные залы Москвы», в том числе через официальный сайт. С 14 января 2020 года начался приём заявок на 2021 год.
- Организация выставок-продаж. Они проходят в музеях, музеях-усадьбах, выставочных залах, галереях и парках культуры, подведомственных Департаменту культуры города Москвы. Реализовать свои товары можно в сувенирных киосках, лавках, художественных салонах и музейных магазинах. Для этого нужно получить специальное разрешение от сотрудников, ответственных за работу торговых объектов
- Ежегодный конкурс ювелирного искусства «Россия. XXI век», организуемый Гохраном России при поддержке Правительства Москвы и при участии Ассоциации «Гильдия ювелиров России» и Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства. Конкурс направлен на развитие ювелирной отрасли РФ и российских традиций, а также на популяризацию творчества отечественных мастеров.
Победители конкурса награждаются, а кроме того, лучшие работы представляются на итоговой выставке. Дополнительные подробности можно узнать:
- по телефону: 8 (495) 539-27-20
- по email: information@gokhran.ru
Остались вопросы?
Получите бесплатную консультацию для бизнеса по любым вопросам удобным для вас способом. Онлайн, по телефону или лично.
Документы
Закон города Москвы от 16.06.1999 № 25 «О ремесленной деятельности в городе Москве»
Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»
Распоряжение Мэра Москвы от 04.07.2001 N 643-РМ (ред. от 26.08.2010) «Об утверждении Перечня видов ремесленной деятельности и образцов документов по вопросам обучения и аттестации ремесленников в Москве» (вместе со «Свидетельством о подтверждении квалификации «Мастер-ремесленник», «Примерным договором на проведение государственной аттестации ремесленника на квалификацию «Ремесленник-подмастерье» или «Мастер-ремесленник», «Примерным договором о начальном (среднем) профессиональном обучении ремесленной профессии в форме ученичества»)
«Ассамблея народных ремесел», совместный проект «ВМ» и Московского дома национальностей, продолжает активно развиваться. Сегодня президент Ассоциации участников рынка арт-индустрии Ирина Егорова делится своими соображениями о перспективности и проблемах новой для столицы отрасли креативной индустрии и необходимости пересмотра старого взгляда на столичных ремесленников.
— Ирина Игоревна, сегодня в мире наблюдается довольно интересная тенденция: впервые за много лет возникла конкуренция на уровне «промышленник-ремесленник». Что происходит?
— Меняется структура потребления. Люди больше не хотят ширпотреба. Им нужны красивые и уникальные вещи, но не слишком дорогие.
Поэтому изделия креативных предприятий сегодня очень востребованы. Кроме того, рост цифровизации и роботизации приводит к сокращению рабочих мест. Многие, у кого развито творческое мышление и есть умелые руки, способны реализовать себя в ремесленной деятельности. Тренд DIY (сделай сам или сделай для себя) набирает популярность в большинстве стран мира, в том числе и в России. И если человек по-настоящему увлекается каким-то ремеслом, то это хобби зачастую перерастает в профессиональную деятельность и становится основным источником заработка.
В постиндустриальном мире с его фирменными товарами и сходством продуктов, где бы они ни продавались, нестандартизированный характер ремесел обеспечивает им конкурентоспособность и демонстрирует их яркий контраст.
Совершенно очевидно, что ремесленный сектор, состоящий из мастеров-производителей, оптовиков, розничных продавцов и политиков, небезразличных к современному ремесленничеству, должен начать рассматривать себя как отдельную неиндустриализированную отрасль. И отрасль эта должна относиться к креативной индустрии. А она, в свою очередь, должна создать креативную экономику.
— Как выглядит сегодня креативная индустрия на мировом уровне?
— Мировая креативная индустрия — это 3 процента мирового ВВП. В ней заняты 29 миллионов работников, то есть 1 процент активного населения Земли. Креативная индустрия способствует развитию рынка труда особо уязвимых групп населения — молодежи и женщин.
По сравнению с другими отраслями в креативной индустрии занято больше всего молодежи в возрасте от 15 до 29 лет (около 20 процентов), высока здесь и доля самозанятых (их доля более 30 процентов), малый и средний бизнес также активно включаются в данную сферу. Креативная индустрия способствует развитию новых, гибких форм занятости, обеспечивает приемлемые формы занятости для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Такая область креативной индустрии, как «Наследие», к которой относятся народные художественные промыслы и традиционное ремесленничество, позволяет находить резервы для развития сельских территорий и моногородов. Для примера, по количеству создаваемых рабочих мест в Европе креативные индустрии занимают третье место, создавая в 2,5 раза больше рабочих мест, чем автомобилестроение, а включение поддерживающих механизмов государственного регулирования в таком секторе креативной индустрии, как «Традиционное культурное самовыражение», позволило повысить долю занятой молодежи (в общей численности молодежи) на 20 процентов, снизив уровень безработицы среди этой категории населения.
Что еще важно. Промышленность — это всегда господство машины над человеком и капитала над трудом. Ремесла же, в противоположность — отрасль, где машины не доминируют, где децентрализованная структура препятствует жесткому контролю машин и людей.
Мне кажется, что пришло время пересмотреть старые взгляды и перестать относиться к ремесленникам как к «деревенской отрасли» и связывать ее только лишь с культурным наследием.
Почему? Потому что современный ремесленник создает изделия своими руками, при этом производит товары, которые востребованы в широком рыночном пространстве. Продавая их, он извлекает прибыль и тем самым укрепляет национальное богатство. В ремеслах человек, его ум и руки важнее станков и оборудования. И мировой тренд показывает, что сегодня ремесленный сектор рассматривается как отдельная индустрия. Отрасль без индустриализации в традиционном смысле, но с очень широким охватом потребностей людей.
— Что нужно сделать, чтобы уровень продукции ремесленников рос год от года?
— Сейчас много говорят о необходимости и способности к обучению на протяжении всей жизни. Это касается и ремесленников. Очень многие приходят в ремесленничество без художественного или дизайнерского образования.
Было бы неплохо, если бы государство выделяло субсидии общественным организациям для реализации курсов повышения квалификации ремесленников — в том числе по дизайну, маркетингу, продвижению в сети интернет и прочим важным областям знаний, которые необходимы для успеха. Качество готового изделия — это еще и качество оборудования и материалов, которые используются при изготовлении.
Ремесленники были бы рады государственной поддержке в виде субсидии на создание рабочей мастерской. Это важно и с точки зрения повышения качества, и для защиты прав потребителя. Потребитель, покупая что-то у ремесленника, должен быть уверен, что он приобретает изделие безопасное и что прослужит оно ему долго.
Сейчас этот момент вообще выпадает из поля внимания. А значит, ремесленник, ограниченный в средствах, будет стремиться экономить на всем, в том числе и на качестве. Сделать работу ремесленника комфортной и цивилизованной, чтобы всем сторонам было выгодно, — это и есть задача государства. Сам ремесленник в одиночку с этим не справится.
— Разве ремесленник не может взять стартовый кредит в банке?
— Ремесленники — люди по-хорошему одержимые свои делом, у них есть драйв, но вряд ли вы найдете хоть одни банк, который с распростертыми объятиями встретит их и с радостью даст стартовый кредит. Поэтому государственную поддержку, если она состоится, будет трудно переоценить. Признание ремесленников в обществе должно быть не просто в виде акций, грамот, показательных выступлений чиновников высокого ранга, гораздо большую пользу принесет появление плакатов на фасадах зданий, остановках транспорта и в других общественных местах, которые будут формировать позитивное отношение к изделиям ручной работы и к позиционированию этого вида творчества как традиционного и в то же время современного. Это же касается и рекламы на телевидении. Думаю, все хорошо представляют расценки на рекламу? Ну не под силу мелкому ремесленнику хоть как-нибудь пробраться в СМИ.
— А ярмарки выходного дня продуктивны?
— Ограничиться лишь созданием временных ярмарок — тоже не совсем правильно. Заходя в модный бутик, вы зачастую найдете в продаже украшения и аксессуары ручной работы. Рынок ремесленной продукции гораздо шире, чем ярмарки выходного дня и лотки на туристических маршрутах. Изделия ручной работы должны проникать в разные бизнесы. Например, хозяева кафе могут заказывать посуду у гончаров и керамистов, а владельцы ресторанов — у «фарфоровых» фабрик. А где-то могла бы быть уместна гжельская посуда или дятьковский хрусталь.
И вот эти связки надо искать, продвигать, с ними можно и нужно работать. Кстати, в этом могут помочь общественные организации, которые уже работают над развитием ремесленничества. Их тоже надо стимулировать, так как именно они способны свести к минимуму расходы ремесленников на рекламу, продвижение, на участие в мероприятиях и т. д.
На меня произвел впечатление опыт одной американской ассоциации, которая раз в месяц собирает всех блогеров, демонстрирует им новинки от ремесленников, а блогеры затем рассказывают о продукции на своих страницах.
У нас пока такой работы не ведется.
Было бы своевременным провести исследование по спросу на изделия ручной работы как внутри страны, так и на экспорт. Индия в свое время проанализировала ассортимент и определила, что текстиль, изделия из металла и керамики обладают большим потенциалом для развития. Сегодня индийские ремесленники формируют 2 процента в экспорте. В Китае на долю ремесленников приходится 17 процентов экспорта, и государство оказывает им беспрецедентную помощь, финансируя оснащение и механизацию процессов ремесленников, где это возможно, чтобы снизить стоимость изделий и повысить производительность труда. Китай нацелен на то, чтобы ремесленники активно продавали свои изделия за рубеж. Государство помогает им с логистикой, чтобы быстро, недорого и эффективно доставлять товары в любую точку мира.
— Что вы ждете от «Ассамблеи народных ремесел» в контексте нашего разговора?
— Во-первых, она могла бы собрать все предложения о возможной государственной поддержке ремесел в Москве, оформить в единый документ и инициировать создание межведомственной рабочей группы, например при Департаменте науки, промышленности и предпринимательства, по разработке «дорожной карты» развития ремесленничества в Москве.
Хотелось бы, чтобы в «дорожной карте» отдельным пунктом было создание территории для ремесленников, где будут размещаться мастерские, магазины изделий hand-made, выставочные залы и площадки для ярмарок, куда будут приезжать туристы и москвичи круглый год.
Во-вторых, необходимо составить реестры магазинов, которые продают изделия ручной работы, и все-таки найти решение, чтобы освободить их от торгового сбора и, возможно, частично субсидировать расходы на аренду.
В-третьих, нужна грантовая поддержка ремесленникам для развития их деятельности. Ну и, наконец, социальная реклама — хорошо бы сделать месяц рекламы изделий ручной работы на улицах Москвы и в столичных СМИ. Учредить ежегодную премию «Московский ремесленник». Нам очень важно начать делать шаги, которые помогут московскому ремесленничеству стать успешным и эффективным, а также создать опыт, который можно было бы транслировать во все регионы страны!
СПРАВКА
Ирина Егорова родилась 29 сентября 1970 года в Ульяновске. Президент Ассоциации участников рынка арт-индустрии; эксперт по проекту «Комфортная правовая среда» партии «Единая Россия»; заместитель руководителя рабочей группы по подготовке законопроекта Государственной думы о ремесленной деятельности; член экспертного совета при Минпромторге по развитию индустрии детских товаров.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен!
Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!