Бизнес идея для ювелиров
Наташа и Лиза — профессиональные ювелиры. Четыре года назад они открыли ювелирную мастерскую.
Виктор Сикирин
поговорил с предпринимательницами
Сейчас она приносит девушкам от 150 до 500 тысяч рублей в месяц.
Почему ювелирная мастерская
Наташа и Лиза вместе учились на художников-проектировщиков ювелирных изделий в Московском государственном текстильном университете.
В 2011 году девушки устроились в один проект приглашенными дизайнерами. Они придумывали концепцию коллекции и рисовали эскизы, а ювелиры создавали по ним украшения. Параллельно три года они вели мастер-классы — учили далеких от ювелирки людей делать обручальные кольца.
В феврале 2015 года из-за резкого падения рубля у проекта закончились деньги. Он закрылся и задолжал Наташе и Лизе 200 тысяч рублей. Чтобы ни от кого не зависеть, девушки решили открыть собственную ювелирную мастерскую.
335 тысяч на запуск
Наташа и Лиза договорились с работодателем, что долг по зарплате он отдаст оборудованием. Он выдал им минимальный набор для работы: горелку с газовым баллоном, галтовку, вальцы, два верстака, два стола, тумбочки, лампы, полировку, ультразвуковую ванну, бормашины и ручной инструмент. Это оказалось выгодно: покупка обошлась бы в 250 тысяч или даже дороже — через несколько месяцев цены взлетели вдвое из-за кризиса.
Через знакомых нашли помещение — комнату на территории бывшего завода в районе метро ВДНХ. Аренда 15 м² стоила 15 тысяч рублей в месяц. Чтобы внутри было приятно находиться, стены перекрасили в белый цвет, развесили картины и гирлянды. Купили мебель для себя и учеников: диван и стулья, вешалки, полочки и стеллажи для инструментов. На стену повесили огнетушитель, а для продажи украшений подключили кассу. На всё это ушло 135 тысяч рублей из личных накоплений.
Единственное сохранившееся фото из первой мастерской
Девушки назвали проект «Смог», сами сделали сайт и открылись весной 2015 года. По будням создавали украшения на заказ и разрабатывали собственные коллекции, а по выходным проводили мастер-классы. Особенно часто приходили пары — делали для себя помолвочные и обручальные кольца.
Со временем Наташа и Лиза научились работать над украшением так, чтобы взаимозаменять друг друга: одна начинает, другая — подхватывает. Наташа взяла на себя учет финансов и налоговую отчетность, Лиза — продвижение аккаунта в Инстаграме.
С первого месяца девушки работали в плюс и заработали 50 тысяч рублей — помогли клиенты с прежней работы, сарафанное радио и Инстаграм.
Мини-гостиная для клиентов: здесь пьют чай в перерывах между мастер-классами, заказывают и примеряют украшения
Затраты на запуск ювелирной мастерской — 335 000 Р
Оборудование и инструменты | 200 000 Р |
Мебель и интерьер | 50 000 Р |
Касса и эквайринг | 30 000 Р |
Ремонт | 30 000 Р |
Аренда помещения | 15 000 Р |
Регистрация ИП | 5000 Р |
Вытяжка | 3000 Р |
Огнетушитель | 1000 Р |
Посуда | 1000 Р |
Сайт | 0 Р |
Оборудование и инструменты
200 000 Р
Мебель и интерьер
50 000 Р
Касса и эквайринг
30 000 Р
Как соблюсти требования закона
Государство отслеживает путь каждого грамма драгметаллов и камней, поэтому ювелиры вынуждены соответствовать строгим требованиям контролирующих органов. Если не выполнить одно из требований, запретят работать и оштрафуют. Поэтому девушки очень внимательно следили за тем, чтобы сделать все правильно.
Чтобы начать работать как можно скорее, открыли ИП с упрощенной системой налогообложения. Дальше выбрали коды ОКВЭД — они показывают, чем занимается бизнес. Для изготовления украшений взяли код 36.22, для торговли — 52.48.22.
Чтобы работать с драгоценными камнями и металлами, ювелиры встают на учет в Пробирную палату. Она следит за тем, чтобы ювелир работал честно и по закону, а еще ставит на каждое украшение два клейма. Во-первых, именник. Это код из четырех букв: первая обозначает год, остальные — производителя. Во-вторых, пробу — она подтверждает, что сплав изделия соответствует заявленной пробе.
Именник с пробирным клеймом на серебряном кольце
Каждому ювелиру два раза в месяц назначают день и время, когда он приносит все сделанные украшения. Пробирная палата изучает каждое и ставит на нем именник и пробу. За проставление проб надо заплатить госпошлины — один поход в палату обходится в две тысячи рублей за все украшения.
Ювелиры встают на учет в Пробирную палату в течение 30 дней после регистрации ИП. Их попросят написать заявление, указать коды ОКВЭД и показать договор аренды. Процесс занял у Наташи и Лизы месяц.
Помимо налоговой девушки должны отчитываться перед Росфинмониторингом. Когда клиент хочет купить украшение за наличные дороже 40 тысяч рублей или картой дороже 100 тысяч, ювелиры записывают его паспортные данные и позже передают их в отчете Росфинмониторингу. Не все клиенты в курсе этих требований и иногда отказываются от покупки — боятся, что Наташа и Лиза их обманывают.
Как устроена мастерская
Через год в мастерской на 15 м² стало тесно, и девушки переехали в помещение в два раза больше.
Ювелирная мастерская может не прижиться в офисном центре, коворкинге или НИИ — оборудование довольно громкое. Чем лучше звукоизоляция, тем больше шансов, что соседи не начнут жаловаться на шум. Девушкам повезло — они сняли помещение в бизнес-центре с лояльными соседями.
Для работы оборудования подойдет простая бытовая проводка. Главное условие — чтобы в помещении была в открытом доступе раковина с проточной водой.
Цены на оборудование и инструменты
Шлифмотор | 30 000 Р |
Рабочая мебель | 25 000 Р |
Галтовка | 20 000 — 50 000 Р |
Вальцы | 15 000 — 30 000 Р |
Ультразвуковая ванна | 15 000 Р |
Газовый баллон для горелки | 9000 Р |
Горелка | 7000 Р |
Рабочие инструменты | 7000 Р |
Бормашина | 6000 Р |
Галтовка
20 000 — 50 000 Р
Ультразвуковая ванна
15 000 Р
Газовый баллон для горелки
9000 Р
Рабочие инструменты
7000 Р
Где брать золото и драгоценные камни
Наташа и Лиза делают украшения из золота, серебра и драгоценных камней.
Покупать золото и серебро для изготовления и продажи могут только те, кто зарегистрировался в Пробирной палате. Драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни (например, аметист, агат и бирюзу) продают свободно. У драгоценных камней обязательно должен быть сертификат.
Наташа с Лизой покупают драгоценные металлы в специализированной компании. Стоимость грамма серебра отличается от стоимости украшения во много раз. Это потому, что в серебряных украшениях выше ценится дизайн, чем сам металл. Например, грамм серебра стоит 36 рублей. В кольце «Шампань», которое делают девушки, 2,5 грамма серебра, а его стоимость — 6 тысяч рублей.
С золотом наоборот: цена украшения в первую очередь складывается из стоимости металла. Золото 585 пробы стоит 2,9 тысячи рублей за грамм. В обручальном кольце 2—5 граммов металла, а его цена — 20—50 тысяч за пару.
Полудрагоценные камни девушки покупают через интернет, на выставках и ярмарках. Дорогие драгоценные камни вроде бриллиантов — только под конкретный заказ у поставщиков.
В месяц на металлы и камни тратят 50—250 тысяч рублей. Например, в сентябре 2018 года металл закупили на 60 тысяч рублей, а камни — на 100.
В чашах — золото и серебро в гранулах: потом их переплавят. Справа — нарезанная бескислородная медь, ее добавляют в серебро, чтобы получить сплав металла 925 пробы
Кольца
Наташа и Лиза делают обручальные и помолвочные кольца: часть разрабатывают сами, а другие создают по запросу клиентов. Заказчик сам выбирает металл, цвет, фактуру, камень и ширину колец. Перед тем, как делать украшение, берут предоплату 50%.
Как только параметры выбраны, девушки рассчитывают пропорции сплава. Дальше делают восковое кольцо, отливают образец в металле, полируют и шлифуют, вставляют камень и ставят клеймо. На изготовление кольца уходит в среднем четыре дня, но из-за согласований с заказчиком и проставления клейма в Пробирной палате процесс растягивается до 2—4 недель.
Работать с серебром легче, чем с золотом. Серебро проще плавится, оно дешевле и выгоднее в продаже. Часто заказывают серебряные кольца с позолотой. Золото — тугоплавкий металл: его сложнее расплавить, оно труднее сводится в кольцо. Чтобы изменить цвет золота и придать изделию больше прочности, в него добавляют никель, медь, кадмий или цинк.
В одном кольце от 2 до 5 граммов металла. Серебряные кольца на заказ стоят от 9 тысяч рублей за пару, от 38 тысяч рублей — за пару золотых.
Готовые кольца на сайте — новую версию им сделал друг-программист через полгода после старта. Это в три раза увеличило число мастер-классов, а украшения теперь можно заказать онлайнЗа дополнительную 1000 рублей клиент может заказать деревянную подарочную коробку для кольца
Коллекции
Параллельно Наташа и Лиза делают собственные коллекции. Это серийные изделия — и не только кольца. Два с половиной года ювелиры делали все сами, а сейчас экономят силы и создают только модели-образцы. Их отдают на дальнейшее производство в крупную мастерскую в Костроме.
Девушки разработали три коллекции. «Рок энд Вэйвс» посвящена двум стихиям, которые вдохновляют девушек больше всего — горам и морю. Она продается лучше остальных. «Обскурум» более мрачная и продается хуже. Коллекция по мотивам творчества австрийского художника Эгона Шиле — любимая у девушек. Ее даже разместил у себя Музей Леопольда в Вене, где выставлены основные работы Шиле.
На разработку новой коллекции уходит минимум полгода. Надо придумать концепцию и украшения так, чтобы все можно было носить и поодиночке, и вместе.
Мастер-классы
Каждые выходные Наташа и Лиза проводят мастер-классы по изготовлению обручальных колец, украшений и моделированию из ювелирного воска. Занятие длится шесть часов и рассчитано на двух-трех человек — на большее число не хватит рабочих мест. Половина клиентов — влюбленные: жених делает кольцо невесте, и наоборот. Часто мастер-классы им дарят друзья, когда узнают о свадьбе.
На занятии девушки показывают участникам последовательность процессов, учат правильно обращаться с инструментами и помогают, если что-то не получается. Все процессы обратимы — если клиенты напортачат, ювелиры все поправят.
Стоимость мастер-класса — 6 тысяч рублей с человека. В эту сумму уже входит цена за металл, если это серебро и поделочные камни. За золотые кольца и камни доплачивают их стоимость по текущему курсу: сейчас это 2,9 тысячи за грамм 585 пробы и 3,2 тысячи за грамм 750 пробы. Можно принести свой металл — девушки не против переплавить старые семейные реликвии. Но в таких случаях сложно отвечать за качество и чистоту сплава. Иногда люди приносили бабушкино золото, а в нем оказывалось намешано столько, что металл сложно плавился или ломался в процессе.
Мастерская на Звездном бульваре. Комната разделена на зоны: гостиная для посетителей, письменный стол, рабочие верстаки и тумбы с оборудованием
Магазин
Сначала девушки продавали украшения через сайт и выдавали их в мастерской. Это было не очень удобно. В будни клиенты приходили за украшениями после работы: иногда они переносили визит на один-два часа, а потом не приходили вовсе. В результате девушки зря задерживались в мастерской допоздна. С выходными выходило не легче. В это время Наташа и Лиза вели мастер-классы — периодически приходилось оставлять учеников, чтобы отдать заказ покупателю.
Тогда в 2016 году девушки объединились с шестью ювелирными марками и открыли магазин «Амперсанд». На запуск у всей команды ушло 700 тысяч рублей — в основном на аренду, ремонт, покупку мебели и зарплату продавцам. 100 тысяч от общей суммы заплатили Наташа с Лизой. Теперь серийные и готовые изделия «Смог» продают там.
Девушки создают только те украшения, которые бы стали носить сами
Магазин работает через ИП одного из ювелиров-основателей, который купил патент на продажу ювелирных изделий. Патент выдают на год, он стоит 324 тысячи рублей. Наташа с Лизой заключили с магазином договор на реализацию — это стандартный договор между магазином и изготовителем. С дохода они платят свой основной налог — 6%.
После открытия магазина предпринимательницы перестали принимать клиентов в мастерской и смогли устраивать себе выходные. Еще магазин помогает каждому ювелиру продавать больше — так они объединили свои клиентов.
Помимо «Амперсанда» украшения девушек продают магазины Тюмени и Перми — они сами вышли на ювелиров. Наценка Наташи и Лизы составляет 50% от себестоимости. Еще 50% к оптовой цене накидывают магазины.
Магазин «Амперсанд» на Большой Дмитровке. Интерьером и декором ювелиры занимались сами: он сильно отличается от привычных ювелирных магазиновСерийные кольца из коллекции «Шиле» на витрине магазина. Украшения не прячут за стеклами — их можно взять в руки и рассмотреть
Клиенты
В бизнесе есть сезонность. Пик мастер-классов и заказов на обручальные кольца — с весны по октябрь, когда много свадеб. В сезон Наташа и Лиза проводят мастер-классы не только по выходным, но и в будни — желающих много. Много заказов перед Новым годом, 14 февраля и 8 марта — парни любят делать предложение в эти праздники.
Перед Новым годом всегда проблемы с доставкой. Парни часто хотят сделать предложение именно в эти дни, но тянут до последнего. В итоге кольца отправляют за несколько дней до праздника курьерской службой, которая и так перегружена заказами. Один раз это чуть не сорвало помолвку — вместо 31 декабря курьерская служба обещала доставить кольцо только 10 января. Девушкам пришлось упрашивать менеджера побегать по складу, найти отправление и доставить заказ клиенту вовремя. У Лизы есть предновогодняя традиция — каждый год 30 декабря она собирает заказы и сама развозит их по Москве.
Большинство клиентов — адекватные люди, которые нашли «Смог» в интернете. Они понимают, что хотят и что получат в итоге. Но иногда происходят неприятные истории. Однажды девушка купила кольцо с опалом, а потом случайно ударила камень так, что от него отскочил небольшой кусочек. Девушка обвинила ювелиров в некачественной работе и потребовала вернуть деньги. По закону девушки не должны принимать ювелирное изделие обратно, но тут сделали исключение. Они вернули клиентке 20 тысяч за кольцо, выбросили камень и переплавили украшение. Потерять немного в деньгах показалось проще, чем выдержать скандал.
Иногда в магазин заходят случайные люди и спонтанно заказывают кольцо. С ними часто тяжело работать — они не знают, что хотят, и не готовы к смелым дизайнерским решениям. Получив такой заказ, Наташа и Лиза предлагают им выбрать готовое изделие или отправляют клиентов в обычный ювелирный.
Наташа и Лиза не тратят деньги на рекламу и продвижение. Больше всего клиентов приходят через Инстаграм. При заказе колец инициативу чаще проявляют девушки. Часто они отмечают своих парней под фотографией понравившегося кольца в Инстаграме. Не все мужчины догадываются, что это значит, и спрашивают у ювелиров в личке, зачем их отметили
Результаты и планы
Ежемесячная прибыль летом — 300 — 500 тысяч рублей, зимой — 150 тысяч.
В сезон кольца на заказ и мастер-классы приносят по 40% прибыли, а 20% приходится на продажу готовых колец и коллекций. В несезон число мастер-классов падает, поэтому 80% прибыли — с заказов и продажи готовых изделий.
Девушки не планируют расширяться — им комфортно работать на этом уровне. Прежде всего они хотят расти как художники и разрабатывать новые коллекции.
Операционные расходы в сентябре 2018 года — 480 000 Р
Материалы и производство украшений | 245 000 Р |
Налоги | 130 000 Р |
Аренда и расходы на магазин | 100 000 Р |
Коммунальные расходы | 5000 Р |
Материалы и производство украшений
245 000 Р
Аренда и расходы на магазин
100 000 Р
Коммунальные расходы
5000 Р
Чистая прибыль в месяц в 2018 году — 150 000 — 500 000 Р
Мы ищем людей, которые открыли свой бизнес. Проект должен работать официально и приносить прибыль. Если вы хотите рассказать свою историю — заполняйте анкету.
Григорий Мягков, основатель Echo, до того, как открыть собственную мастерскую, несколько лет работал по найму. За это время он хорошо разобрался в том, как устроен рынок ювелирных изделий, кто диктует моду на украшения и какие новые технологии могут применять небольшие производители, чтобы выделиться на фоне масс-маркета. Об этом он рассказал в интервью Контур.Журналу.
Свой путь
Поскольку у меня очень творческая семья, то искусство присутствует в моей жизни с самого детства. Мой отец — специалист по граверному делу и отличный художник. Брат и сестра тоже плотно связаны с искусством. Я занимался в школе искусств в Тольятти и довольно рано понял, что хочу учиться на ювелира, но по стечению обстоятельств осуществить эту мечту до конца мне не удалось.
Решение заниматься металлом и ювелиркой я принял еще в седьмом классе. После лицея можно было сразу поступить на отделение декоративно-прикладного искусства и обработки металлов, что я и сделал, окончив девятый класс. Но через год училище закрылось, и нам предложили поступить в институт. Я отказался и перевелся на факультет резьбы по дереву, однако понял, что ошибся с выбором — эта сфера оказалась не моим призванием. Получается, что все навыки для текущей работы я фактически приобрел благодаря родителям и окружавшим меня ювелирам с большим опытом.
Изначально у меня не было желания открывать собственный бизнес. Мне просто хотелось самореализации. Я занимался ювелирным делом, работал по найму и искал место, где мог бы раскрыть свой творческий потенциал. Мне хотелось изготавливать не просто украшения типичной классической формы, а привносить в изделия дизайнерские разработки. Но, к сожалению, в компаниях, в которых я работал, такой подход был невозможен.
Я начал реализовывать собственный проект, когда еще работал на основной работе. Днем занимался тем, что поступало от работодателя, а вечером подрабатывал в маленькой мастерской со своим отцом и другом. Со временем я перешел на другое, как мне казалось, перспективное место. Но в процессе выяснилось, что люди, которые изначально показались мне замотивированными, с трудом взаимодействовали с профессионалами. Руководство совершенно не понимало, как должен выглядеть процесс изготовления изделий. Создать там реально работающую структуру производства не было возможности. Уволившись оттуда, я оказался в свободном плавании без определенного места работы. В этот момент судьба подкинула предложение устроиться работать помощником в ювелирную мастерскую в магазине и осуществлять ремонт изделий. Я согласился сразу, тем более что это была возможность получить опыт в общении с заказчиками.
Там я и начал реализовывать свою главную задумку — предлагать украшения не просто по каким-то готовым моделям, а что-то кардинально новое, с собственным дизайном и в сотворчестве с клиентом. На мое удивление в маленькой мастерской в неприметном магазине это удавалось делать довольно-таки неплохо. Заказчики с большим энтузиазмом относились к моим предложениям, делали заказы в том числе и на крупные суммы. По мере раскрутки сервиса стали появляться постоянные клиенты и хороший доход. Увидев, что такой подход действительно работает, я решил полностью отделиться и занялся основательным продвижением в интернете. Так в 2013 году появился бренд Echo, существующий по сей день.
Мода на украшения
Ювелирный рынок в России только начинает развиваться, особенно в премиум-сегменте, который сегодня представлен в основном зарубежными брендами. А массовый рынок занимают преимущественно российские производители. И понятно почему: если у вас низкая цена и хорошая реклама, то все с удовольствием покупают ваши украшения.
Дело в том, что ювелирный рынок очень многослойный. И к украшениям у людей разное отношение: одни просто покупают золото и бриллианты, другие видят в изделиях что-то большее.
Однако моду в ювелирном деле навязывают преимущественно крупные компании. Обладая большими финансовыми ресурсами и возможностями для запуска массивных рекламных акций, они демонстрируют потребителям, что, по их мнению, красиво. Но как только человек сталкивается с чем-то другим, его мировоззрение меняется, он начинает понимать, что есть более интересные и оригинальные украшения.
Как бы то ни было, но существующая ситуация — в целом нормальный процесс для ювелирной отрасли как творческого направления. Ведь творчество нельзя ничем ограничивать — ни правилами, ни строгими регламентами. Творчество — это душа художника. Как художник увидел и передал момент, значит, так оно и должно быть.
Вопрос цены
Ювелирными украшениями можно зарабатывать по-разному. Мы выбрали довольно сложный сегмент — создание украшений, которые имеют определенную художественную ценность, их изготовление дается большим трудом, и они действительно стоят дорого. Но сложно добиться того, чтобы люди поняли, что такие украшения действительно стоят больше, чем украшения подешевле из магазина. Попасть в целевую аудиторию тоже непросто.
Изделия, которые мы делаем, должны стоить гораздо дороже. Но сейчас мы немного демпингуем, так как нам нужно, во-первых, закрепиться на этом рынке, а во-вторых, наладить бизнес-процессы, нарастить мощность самого производства, выстроить систему приема заказов и работы с клиентами. Мы ориентированы на ценителей ювелирных украшений, делаем изделия для людей, которые обращают внимание на качество, а не на тех, кому просто достаточно того, что на бирке написано «золото и бриллианты».
Клиенту необходимо обосновывать цену. Мы ее понимаем, поскольку являемся специалистами. Для людей, которые ни разу не сталкивались с покупкой ювелирных украшений, это не так просто. Решить проблему можно только с помощью рекламы, маркетинга и бренда.
Сейчас мы исходим из того, что затрачиваем на изготовление украшений: это рабочая сила, расход материалов, амортизация оборудования. И, конечно, мы обязательно смотрим на ювелирный рынок.
Сейчас мы много работаем на другие города, причем заказы поступают со всей России, от Владивостока до Самары. Люди о нас узнают через интернет. В данный момент двигателем рекламы является сарафанное радио. Люди рассказывают про свой опыт покупки ювелирного украшения знакомым, которые тоже приходят к нам. Ну и, конечно, не стоит забывать про интернет — нам сильно помогают социальные сети.
Одним из ключевых факторов успеха продаж в интернете является то, что мы правильно представляем свои украшения. Фотографии украшений мы не заказываем в фотостудиях, а делаем сами. Наш принцип работы заключается в том, что мы стараемся делать все качественно и с душой. И фотографии у нас тоже получаются уникальные, и это чувствуется. Человек смотрит на фотографию, проникается тем, что мы хотим ему передать, и дальше появляется желание купить. Именно благодаря правильным фото нам удается через социальные сети продавать дорогостоящие украшения.
Самым востребованным товаром считаются обручальные кольца. Это вообще большой рынок, и войти в него проще всего. Проблема лишь в том, что компании, которые укоренились на нем, не развиваются, они застопорились в дизайне с 90-х годов.
Ювелирная работа
Сейчас в проекте Echo работает 8 человек. Я и супруга Светлана являемся основателями и руководителями студии, а моя сестра Мария отвечает за дизайн украшений Echo.
В работе мы используем различные технологии и прорабатываем сразу несколько направлений. Применяем современные технологии 3D-моделирования и прототипирования, а также делаем упор на изучение старинной техники моделирования по воску вручную, осваиваем технологию горячей эмали, возрождаем граверное мастерство в ювелирном искусстве.
На освоение технологий требуется значительное количество времени, потому как качество исполнения украшений в приоритете. К примеру, для того, чтобы проложить горячую эмаль в ювелирное украшение, необходимо соблюсти ряд требований: к поверхности металла, помолу самой эмали, температуре и времени нахождения украшения в печи. Эти знания нарабатываются практикой, информации в свободном доступе крайне мало.
Каждая их техник открывает новые грани ювелирного искусства и добавляет красок украшению. Например, если в украшение мы добавляем растительные узоры, то изготавливаем его таким образом, чтобы узоры выглядели не как полуфабрикат, а как тонкая ювелирная работа. Такого результата помогает добиться граверное мастерство.
Практически каждый заказ, который к нам приходит, необычный. Он не похож на то, что мы делали до этого.
Мы всегда стараемся выяснить уникальную черту человека или историю, которая должна лечь в основу, и раскрыть ее в ювелирном украшении. Мне особенно запомнились два крупных браслета, которые нам заказывали. Первый был сделан в античном стиле с дельфинами. Второй — с волками. Оба браслета обошлись примерно в 600 000 руб. каждый и на их изготовление ушло порядка пяти месяцев. Причем в изделиях было только золото. Этим мне оба украшения и понравились.
Необязательно все должно быть усыпано бриллиантами и дорогими редкими камнями — это еще далеко не показатель ценности украшения. Мне кажется, это раскрывает наше отношение к делу: цена и ценность украшения заключается не в материалах, которые были использованы, а в том, какую идею и как мы раскрыли с помощью материала, с которым работали.
Планы
Недавно мы побывали на международной ювелирной выставке в Лондоне Internatinal Jewellery London, где получили высокую оценку со стороны экспертов ювелирной отрасти — некое подтверждение, что движемся в нужном направлении. Грядут серьезные изменения. Мы будем стратегически более грамотно действовать в плане продвижения. Раньше мы очень много сил тратили на внутренние процессы производства, на создание самого продукта, из-за этого нам не хватало ресурсов на то, чтобы полностью заняться клиентами и начать полноценно работать с ними. Сейчас мы хотим гармонично заниматься одновременно и производством, и продвижением.
Вариант продажи своих изделий в магазинах мы тоже рассматриваем, потому что изготовление на заказ — самый дорогой вариант. Купить готовые украшения гораздо проще и проще совершить саму сделку. Но чтобы выйти на продажу готовых украшений, нужны определенные инвестиции. Сам материал и камни, с которыми мы работаем, очень дорогие, да и реализация украшений тоже подразумевает довольно дорогостоящие мероприятия. Но мы к этому стремимся, это наша цель — делать готовые украшения и продавать их в магазинах или каким-либо другим способом.
В ближайшее время мы намерены модернизировать и усовершенствовать наше производство, отладить все внутренние процессы, начиная с отдела продаж и взаимодействия с производством, чтобы можно было производить большее количество украшений, не теряя при этом в качестве. Также планируем участвовать в специализированных выставках и продавать свою продукцию на иностранных рынках.