Бизнес идеи в журналистике

Бизнес идеи в журналистике thumbnail

Издательская деятельность – довольно дорогое занятие, поэтому многие бизнесмены начинают с открытия собственного журнала, чтобы освоиться на рынке. Кроме того, выпуск журнала – отличный шанс для молодых и профессиональных журналистов начать бизнес. Существует два варианта выпуска периодического издания: купить франшизу, т.е.лицензию у отечественного, европейского или мирового журнала, или создать собственный бренд.

Перспективы бизнеса: отечественный или зарубежный рынок

Перед тем, как открывать журнал, нужно провести мониторинг печатных и интернет-СМИ, чтобы понять, как развивать бизнес. В России существует несколько тысяч изданий, но реально работают из них только 300 или 400. Важно правильно выбрать подход, тематическую направленность, найти авторов, чтобы в результате получать прибыль. Одним из вариантов является покупка лицензии у иностранных изданий, но стоит учитывать, что тогда придется соблюдать следующие требования:

  • — Название.
  • — Концепцию подачу и оформления материала.
  • — Перевод и печать иностранных статей.
  • — Размещение рекламы.

Наиболее популярными и доходными являются глянцевые периодические издания, которые отличаются от отечественных. Связано это тем, что журналы являются высококачественными и концептуальными. Рекламодатели охотно размещают продукцию в таких брендовых изданиях, поскольку их окупаемость приносить значительную прибыль. Поэтому приобретение лицензии на иностранный глянец – это выгодное капиталовложение, которое очень быстро окупится.

Гораздо дольше будут окупаться лицензии на выпуск отечественного глянца или открытие собственного печатного проекта. Для того, чтобы пробиться, нужно вложить много финансовых средств в рекламные акции и кампании. Немаловажным является и факт актуальности и своевременности. Журнал должен отвечать веяниям времени, тенденциям и потребностям читательской аудитории. Необходимо, чтобы новое издание смогло успешно конкурировать с уже существующими журналами, выдержав испытание временем и потребительским спросом.

Важный фактор – реклама

Быстрое развитие журнала зависит от стартового капитала и наличие источника постоянного дохода. Чаще всего, это доход от рекламы, который может обеспечивать до 70-80% финансовой прибыли. Рекламодатели готовы вкладывать средства в издания, созданные на основе известных брендов. Иногда для этих целей привлекаются иностранные инвесторы, владеющие материнскими изданиями. Это шанс для печатного издания, который только выходит на рынок.

Но стоит учитывать и такой важный нюанс, как выплата роялти собственникам франшизы. Обычно размер таких комиссионных варьируется от 10 до 25%, которые поступают с рекламной продукции, акций, продаж. Если начинающий бизнесмен приобретает лицензию на выпуск журнала под брендом всемирно известного имени, тогда отчисления будут увеличиваться. Все эти нюансы нужно учитывать, когда составляется бизнес-план развития проекта. Это нужно, чтобы продержаться первые несколько лет, поскольку доход начнет поступать не сразу. Сроки окупаемости могут быть самыми разными. В среднем, это три-четыре года, в некоторых ситуациях – это год или полтора. Все зависит от менеджмента и управления изданием, а также от того, готов ли бизнесмен тратиться. Если желания нет, то проект будет проигрышным еще на этапе реализации. Стоит запомнить с самого начала, что в издании журнала реклама является двигателем к продажам и наращиванию аудитории.

Особенности печатного бизнеса

Для выхода на рынок понадобится провести активную рекламную компанию или акцию, а потом искать реализаторов. Для этих целей нужно иметь дополнительные финансы, и в некоторых случаях необходимо вложить до 50 тысяч долларов. Обычно эти деньги идут на то, чтобы оплатить место на прилавках газетных киосков, магазинов, лотков. Охватить территориально нужно максимальное количество городов, но только там, где подобное издание будет востребовано. Если место найдено, тогда новый журнал должен выдержать конкуренцию с известными глянцами. Потребительская аудитория довольно капризна, поэтому не всегда охотно покупает новый товар. Необходимо читателя всячески заинтересовывать, причем с момента запуска проекта. Во-первых, проводить широкую рекламную кампанию. Во-вторых, уделять внимание дизайнерскому и художественному оформлению. В-третьих, публиковать содержательные материалы, которые будут иметь новизну, актуальность, быть полезными. В-четвертых, не экспериментировать с концепцией и подходом.

Для оформления журнала важно наличие профессиональных и качественных фотографий. Они должны иллюстрировать статьи и материалы, присутствовать на развороте или обложке. Для раскрутки проекта нужно публиковать статьи, как авторские, так и западные переводы. Материалы должны быть информативными, интересными, качественно переведенными, чтобы отвечать запросам рынка.

Источник

Журналистика то ли умирает, то ли перерождается. Рынок медиа схлопывается: меняются форматы, печатные издания закрываются, электронные — постоянно трансформируются в сторону сервисов и мультиплатформенности. А репортеры и редакторы в силу профессии «сидят» на потоке идей, на которых можно заработать. Не все, но многие из них запускают собственные бизнесы, не связанные с медиа, — от производства одежды до школы яхтенного спорта. Наработанные знакомства и опыт помогают добиваться скидок в 90%, блефовать при страшных разборках, верстать сайты и планировать рекламу. Бывшие представители медиа, ставшие предпринимателями, рассказали Inc., как использовать нетворкинг для наращивания клиентской базы и поиска инвесторов, зачем издавать журнал имени собственной компании и почему не планируют возвращаться в СМИ, даже если теперь меньше зарабатывают.

Фото: «Сила ветра»
Фото: «Сила ветра»
Фото: «Сила ветра»

Сам себе капитан: журналист открывает школу яхтинга

Саша Сколков

Где работал

Главный редактор журнала FURFUR

Бизнес

Школа яхтинга «Сила ветра»

Саша Сколков, управляющий партнер школы «Сила ветра», родился и вырос в Ейске, на берегу Азовского моря. В школе увлекался виндсерфингом, а повзрослев — парусным спортом. Тогда же он перебрался в Москву и начал работать в издании Look At Me. «Привычка превращать любое свое увлечение в медийный образ сыграла тут свою роль. Увлекшись парусным спортом, я завел во ВКонтакте паблик. В нем я рассказывал, как все происходит, выкладывал интересные штуки», — вспоминает он.

Аудитория группы увеличивалась органически, а сам Сколков дорос до главного редактора журнала FURFUR. Когда в паблике собралось 1,5 тыс. подписчиков, Саша запустил небольшой курс яхтинга в Ейске — и начал приглашать туда подписчиков. В 2014 году в Ейск приехали учиться яхтингу 20 человек, а уже через год — 120. Зарабатывать на своем хобби Сколков не планировал, но в в 2015 году познакомился с Максимом Пинигиным, одним из основателей Музея советских игровых автоматов. У Пинигина был проект «Сила ветра» — регаты по Средиземному морю и экспедиции в Норвегию и Шотландию для друзей, — который он решил превратить в полноценный бизнес. Узнав о школе яхтинга Саши Сколкова, он пригласил его в «Силу ветра» как партнёра.

«Сожалений, что оставляю журналистику, не было. В FURFUR дела стали идти хуже: уменьшение доли медийного рынка и его кризис в целом. Мне стало надоедать работать в режиме, когда медиа является конечным продуктом, а все твои усилия направлены на рост количества просмотров», — признается Сколков.

Компания устраивает тренировки в Москве на Пироговском водохранилище и проводит регаты, экспедиции и гонки по Средиземному морю, в Таиланде, Норвегии, Фарерах, Шотландии. Курсы в Ейске также продолжают работать. В 2016 году «Сила ветра» привлекла 700 клиентов только на московские тренировки, а в 2017 — 2 тыс.

Сколков уверен, что его обязанности в проекте не очень сильно отличаются от работы в медиа: «Мы играем в серьёзный маркетинг – издаем печатный журнал «Сила ветра». С ним мы легко заходим на всякие выставки, в яхт-клубы, попадаем в книжные магазины, участвуем в фестивалях, он лежит в кафе и барбершопах — просто так заинтересовать яхтингом аудиторию, которая пьет кофе в Surf Coffee, сложно, а когда они берут в руки журнал, становится легко. Он продается в Санкт-Петербурге и Москве, скоро появится в магазинах «Москва» и «Цветной», – рассказывает Сколков.

«Когда сидишь на стабильной зарплате, независимо от того, что ты делаешь, — так спокойнее. Поэтому сейчас количество неврозов добавилось. В финансовом смысле я не сильно изменил свое положение – доход вырос примерно в полтора раза. Но стало больше свободы и желания что-то делать в любое время – днем, ночью или в свой выходной», – добавляет Саша Сколков.

Фото: «Одевайся Легко»
Фото: «Одевайся Легко»
Фото: «Одевайся Легко»

Все будет оверсайз: журналист создает новый формат женской одежды

Анна Николаева, Кристина Тоноян

Где работали

Замглавреда и корреспондент газеты «Московские новости»

Бизнес

Проект «Одевайся Легко» (производство и продажа женской одежды)

«В какой-то момент мне стало очевидно, что история с профессией закончилась. Ты понимаешь, что тебе, условно говоря, 33 года, единственная экспертиза, которой ты обладаешь, связана с журналистикой. Ничего ты больше не умеешь, нигде тебя больше не ждут. Это сильно давит», — рассказывает Анна Николаева, совладелец бренда женской одежды «Одевайся Легко». Несколько лет назад она работала заместителем главного редактора газеты «Московские новости», но после рождения ребенка поняла, что к журналистике возвращаться не хочет.

Однажды приятельница Анны – Кристина Тоноян, которая тоже работала в «Московских новостях», — предложила ей разобрать гардероб: избавиться от вещей, которые не очень подходят, составить новые комбинации из имеющейся одежды, купить что-то новое. Процесс разбора гардероба им понравился, и они решили попробовать делать это за деньги. Бизнес практически не потребовал вложений, первыми заказчиками стали друзья и знакомые. Благодаря журналистскому прошлому у Анны было много приятельниц из столичного бомонда (популярные колумнисты, сотрудники министерств и ведомств, главные редакторы крупных изданий — например бывший главред «РИА Новости» Светлана Миронюк), которые сразу подписались на группу «Одевайся Легко» в Facebook.

После года регулярного общения с клиентками Анна и Кристина поняли, что среди городских жительниц старше 30 существует запрос на повседневную одежду «не для всех». Совладельцы проекта сначала отправились за одеждой в Корею. Отобранные по своему вкусу платья продавали во временном шоу-руме в Москве — сначала в квартире в центре Москвы, а потом в номере гостиницы «Метрополь». Продажи проходили в формате дружеских посиделок с шампанским и закусками — платья раскупали, стало очевидно, что девушки попали в свою аудиторию.

Тогда они решили пойти еще дальше и запустили собственный бренд одежды «Одевайся Легко», сделали ставку на оверсайз. Первый опыт работы с производителями потребовал навыков жестких переговоров: представители цеха в Бишкеке, получив 20 тыс. рублей аванса (их должно было хватить на первые образцы), перестали выходить на связь.

«Я позвонила на автоответчик и сказала, что если в течение трех часов нам не привезут наши деньги, мы подключим все связи. Это был блеф чистой воды, нам некому было звонить. Но через три часа конверт с деньгами ждал нас на ресепшене», — вспоминает Николаева.

Журналистский опыт помогает понимать, как работают соцсети, правильно взаимодействовать с аудиторией и выстраивать ДНК собственного бренда. А чтобы пополнить знания об индустрии, часть прибыли решили вкладывать в образование, — Николаева уже поступила в Британскую высшую школу дизайна по программе MBA в сфере fashion-менеджмента.

Собственный бизнес привел пока к падению личного дохода основательниц. В молодом проекте значительную часть выручки приходится реинвестировать в его развитие. «Своё дело – это 24 часа работы, низкий и нестабильный доход, риски по поводу того, сможем ли удержаться на плаву. Но оно того стоит. Когда делаешь то, что можно потрогать руками, это такая терапевтическая вещь, – убеждена Николаева. — Когда начинаешь свое дело за свои деньги, появляется совсем другое чувство ответственности — перед семьей, партнёром, клиентами. Это очень круто».

Фото: Gadget Studio
Фото: Gadget Studio
Фото: Gadget Studio

Еда и гаджеты: журналист открывает технологический ресторан

Николай Турубар

Где работал

Телепередача «Хай-тек» («Россия 24»)

Бизнес

Texнологичный ресторан Gadget Studio

Работая журналистом, Николай Турубар специализировался на теме высоких технологий: был ведущим и соавтором программы о технологиях «Хай-тек» на канале «Россия 24», работал в журналах «Итоги» и Men’s Health. Видя, как много людей следили за презентациями новых гаджетов, 6 лет назад он задумался, есть ли где-то в мире специальный ресторан для поклонников IT-технологий. Интернет-поисковики таких ресторанов не выдавали. «Моя идея просто лежала 5 лет. Я к ней возвращался иногда и думал: ну неужели еще никто не создал ничего подобного?» — вспоминает он.

В 2015 году, на своем дне рождения, Турубар поделился этими наблюдениями с одним из гостей – Глебом Мишиным, на тот момент главой Lenovo. Спустя несколько дней Мишин перезвонил журналисту и попросил приехать, чтобы еще раз обсудить идею гик-ресторана. Мишин предложил сделать сеть, продавать франшизу и стал соучредителем заведения.

Ресторан Gadget Studio открылся в самом центре Москвы – на Тверской улице – в марте 2017 года. Он обошелся инвесторам в 70 млн рублей, Николай Турубар выступает партнером (владеет 30% заведения).

В ресторане за год его существования уже проводилась презентация iPhone X с прямыми включениями из Сан-Франциско, выступал с лекцией о блокчейне Виталик Бутерин, компания Google анонсировала здесь запуск Android Pay. Привлечение спикеров для лекций, а также брендов для мероприятий – зона ответственности Николая Турубара.

В первый год Турубару пришлось сменить пять команд персонала, включая управляющих. Все они воспринимали бывшего журналиста как человека случайного, которого можно и нужно обмануть. К тому же они противились внедрению технологий — например полному отказу от наличных денег в ресторане.

«Год я работаю в абсолютно консервативной, зачастую враждебной среде, которая не приемлет ничего нового и людей со стороны. Здесь жесткая конкуренция, помощи от других ресторанов не дождешься. Всему учишься на собственных ошибках», — рассказывает Турубар. Поначалу журналист был уверен, что просто наймет управляющего и сможет приезжать в ресторан в свободное время. А фактически ему пришлось целый год жить в заведении и покончить с работой в медиа.

Николай Турубар признает, что для него открытие Gadget Studio стало большим вызовом. «Я понимаю, что самый сложный период – это старт. Знаю, что рестораны чаще всего закрываются в первый год. Мы точно не закроемся: выручка за 2017 год составила 28 млн рублей. Окупиться мы планируем в течение трех лет, я вижу свет в конце тоннеля», — замечает Турубар.

Личный доход Николая снизился, так как до запуска ресторана он управлял успешными медийными проектами Chezasite и Nomobile. Права на Nomobile Турубар передал Издательскому дому “Семь дней”. После этого команда Nomobile вместе с Турубаром запустила новый ресурс — Chezasite. Его журналист передал в управление перед открытием Gadget Studio, но без его участия проект не смог функционировать, вскоре был заморожен.  Сейчас рассматриваются варианты его перезапуска без участия Николая.

В Gadget Studio он работает за зарплату, а когда ресторан начнет приносить прибыль, то будет получать ее часть. «Несмотря на все сложности, я с оптимизмом смотрю в будущее. Главное, что наконец определился с командой и теперь могу заняться стратегическими задачами. Моя ближайшая цель — сделать на первом этаже VR-кинотеатр. И надеюсь, этой весной он уже появится в каком-то виде», — говорит Турубар.

Фото: «Везу в Норвегию»
Фото: «Везу в Норвегию»
Фото: «Везу в Норвегию»

Приключения на Лофотенах: журналист организует туры в Норвегию

Борис Кулагин

Где работал

Заместитель  главного редактора Bankir.ru

Бизнес

Проект по организации путешествий «Везу в Норвегию»

В 2014 году после 20 лет работы в СМИ Борис Кулагин понял, что выгорел, и решил сменить сферу деятельности. «Кураж прошел, к тому же рынок СМИ стал сворачиваться», — поясняет он. Еще когда Борис работал в проекте «Деловая среда», посвященном  стартапам и предпринимательству, его вдохновляли истории начинающих бизнесменов.

В поисках бизнес-идеи Кулагин стал перебирать собственные увлечения, которые можно монетизировать. Больше всего ему нравилось путешествовать по Норвегии. Это была первая страна, куда Борис поехал с семьей на машине, получив в 2005 году загранпаспорт, и куда ездил потом несколько раз. Из воспоминаний об этих поездках родился проект по организации автомобильных путешествий «Везу в Норвегию». Путешествуя, Борис научился разрабатывать маршруты, собирать информацию о достопримечательностях и ночевках, планировать бюджет и организовывать активности. Все это пригодилось в собственном деле.

Для привлечения клиентов вместе с сыном он создал сайт «Везу в Норвегию», — пригодился журналистский опыт работы с текстами, информацией и версткой.

Для первой поездки с группой Кулагин придумал в 2015 году маршрут, подсчитал бюджет и разместил всю информацию на сайте, проиллюстрировав тексты вдохновляющими фотографиями. Примерно через два месяца на рекламу проекта в соцсетях окликнулись два человека — это и была первая группа. В поездку отправились на собственной машине Бориса — минивене Volkswagen. Из-за длинной дороги тур получался слишком долгим и сейчас Кулагин арендует автомобиль уже в Норвегии, а группы добираются туда самолетом.

Свой проект «Везу в Норвегию» экс-редактор продвигает через страницы в Facebook и Instagram, где даёт платную рекламу. На нее уходит около 3 тыс. рублей в месяц. В группах Кулагин регулярно выставляет свои тексты о необычных местах в Норвегии и интересных фактах об этой стране, сопровождая их собственными фотографиями. Это позволило нарастить аудиторию, а вместе с ней — и количество клиентов.

«Мой проект еще сложно назвать полноценным бизнесом — это пока больше похоже на самозанятость. У меня нет команды, моя группа поддержки – это семья. Мне приходится иногда делать то, чем я никогда не занимался, – например верстать сайты, считать бюджеты и проводить рекламные кампании. Но это интересно. Мой доход по сравнению с работой в журналистике несколько упал, но я получаю громадное удовольствие от своего занятия. И возвращаться в офис пока не тянет», — говорит Борис Кулагин.

Сейчас проект «Везу в Норвегию» организует группы туристов почти круглый год, а не только летом, как было на старте. В планах у Бориса – новые маршруты, и не только по Норвегии, — Исландия, Грузия и Патагония.

Фото: Андрей Стекачев/Inc.
Фото: Андрей Стекачев/Inc.
Фото: Андрей Стекачев/Inc.

Мыслить ясно: журналист зарабатывает на психотерапии и бородах

Данила Антоновский

Где работал

Шеф-редактором интернет-проектов Conde Nast

Бизнес

Сеть парикмахерских Chop-Chop, сервис по поиску психотерапевтов «Ясно»

Данила Антоновский был редактором журнала GQ, потом — шеф-редактором всех интернет-проектов издательского дома Conde Nast. К 2012 году он, по его словам, уже 1,5 года «работал по инерции» и безрезультатно пытался вернуть любовь к медиа. Тогда же вместе с коллегой Алексеем Ермиловым и его приятелем Евгением Мурушкиным Антоновский запустил в Москве мужскую парикмахерскую Chop-Chop. Партнеры вложили 1 млн рублей. За образец взяли барбершопы Нью-Йорка и Лондона. Почти год Антоновский совмещал этот проект с работой в журналистике, а затем полностью переключился на бизнес. Популярность барбершопа с помощью сарафанного радио выросла настолько, что на стрижку приходилось записываться за две недели, предприниматели поняли, что нужно расширяться. Антоновский первым из партнеров уволился с основной работы, потому что «всё равно разочаровался в медиа».

После успеха Chop-Chop, который разросся до крупнейшей в России сети мужских парикмахерских, Антоновский запустил еще один проект: сервис для общения с психотерапевтом «Ясно», партнером по которому стал Андрей Зайцев-Зотов, основатель Bookmate. «Сильно увлекся психотерапией – и как системой лечения, и как философией. А когда я чем-то увлекаюсь, мне сразу хочется этим поделиться», — объясняет Антоновский. Проект «Ясно» позволяет получить 50-минутную онлайн-консультацию психотерапевтов за 2850 рублей.

Решение уйти из журналистики Даниле далось не легко: «Это довольно болезненная вещь – обнаружить, что любимое дело более не вызывает энтузиазма и востребовано в гораздо меньшей степени, чем было, когда ты только начинал. Кроме того, я иногда думаю о той забавной ситуации, в которой оказался: больше всего на свете я люблю делать печатные журналы и умею это лучше других, однако это особо никому не нужно. Так, вероятно, чувствуют себя мастера по ремонту каких-нибудь напольных часов или печатных машинок».

Став «серийным предпринимателем», Антоновский, по его словам, зарабатывает примерно в 5 раз больше, чем в журналистике. А его распорядок дня стал совершенно непредсказуемым, из-за чего Данила иногда скучает по размеренному офисному графику. Во всех бизнес-проектах ему сильно пригодился журналистский опыт. «Я же работал в так называемых lifestyle-медиа, которые призваны создавать у читателя определенное настроение. А бизнес, которым я занимаюсь, – он во многом про это, про настроение», — объясняет он.

Источник

Adblock
detector