Бизнес идеи в профориентации

Бизнес идеи в профориентации thumbnail

Бизнес идеи в профориентацииПрофориентация… Слово полузабытое и на фоне более «горящего» ЕГЭ вроде бы неактуальное. Меж тем востребованность выбранной профессии сегодня устаревает как никогда быстро: вы можете поступить на «модную» специальность, а через пять лет оказаться на переполненном рынке труда. Как – еще на школьной скамье – определить свое призвание, возможные карьерные перспективы и варианты их достижения?

В период плановой экономики профориентация была частью единой системы образования: школьников регулярно водили на экскурсии по фабрикам и заводам, а бесплатные кружки в домах пионеров были доступны практически в каждом, даже небольшом городке. Сегодня профориентация переместилась почти исключительно в зону ответственности школьника и его родителей. При этом рынок труда стал меняется чрезвычайно быстро: порою, профессии устаревают быстрее, чем вчерашний школьник оканчивает вуз. В последние несколько лет нишу профориентации стали заполнять частные образовательные центры. Как работают «гиды по профессиям» разбиралась корреспондент портала «Новый бизнес: социальное предпринимательство» Ира Форд.

«Жизнь состоит из выборов. И выбирать нужно учиться» — это слоган московской компании Smart Course, специалисты которой убеждены, что лучшее время для профориентации — ранний детский возраст, и важно не делать выбор за ребенка, а напротив — научить его делать выбор самостоятельно. На это и направлены программы Smart Course: навыки постановки целей, как брать на себя ответственность,  видеть и понимать свои сильные и слабые стороны. Для подростков до 16 лет запущен курс «Осознанный выбор профессий».

Развиваем компетенции

Бизнес идеи в профориентацииВ основе московского Proekt Pro, придуманного и запущенного Юлией Пасс, подход, основанный на компетенциях, под которыми понимается способность системно подходить к решению вопросов, ставить и достигать цели, договариваться с другими людьми, увлекать аудиторию, противостоять неудачам, находить выход из непредвиденных ситуаций и т.п. Предполагается, что в основе любой успешной карьеры — развитые профессиональные компетенции, для отработки которых здесь организуют экскурсии в лучшие отечественные и зарубежные компании, проводят профориентационные тесты, консультирование и бизнес-игры для подростков.

«Противоречие заложено в нашей системе образования, – говорит Юлия. – Во главу угла большинства школьных программ заложено получение знаний, многие из которых могут и не пригодиться, а не тех конкретных компетенций, без которых точно не добьешься успеха ни в одной из профессий. Proekt Pro этот пробел устраняет».

Одной из «фишек» «Профориентатора» является комплексная программа для учащихся 8–11 классов «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ 360°», в ходе которой ребята проходят тестирование, профориентационный тренинг и консультацию психолога. Программа нацелена на раннюю диагностику профессионального потенциала, формирование проактивной жизненной позиции и максимальной включенности на этапе профессионального старта.

Выбираем образ жизни, а профессия приложится

Бизнес идеи в профориентации

Автор проекта «Образ жизни» Диана Колесникова считает, что первично – понимание себя и желаемого образа жизни, а профессия приложится. Тем более, что выбранная специальность может исчезнуть еще до того, как подросток окончит вуз. Проект интересен еще и тем, что здесь занимаются разработкой социализирующих программ для воспитанников детских домов. Они основаны на интенсивном общении с представителями самых разных специальностей — с многочисленными экскурсиями в компании, экспериментами и исследованиями.

Нескучная «Продлёнка»

Некоммерческий проект «Продлёнка про профессии» совсем не похож на «классическую» школьную продлёнку. Лучшие российские и зарубежные специалисты рассказывают ученикам 1-11 классов и профессиях. Все мероприятия записаны на видео и доступны на сайте проекта. Уже прошли «Продлёнки» про генетиков, кондитеров, космонавтов, программистов (выступали представители «Яндекса»). «Продлёнка» — полностью волонтерский проект и платить за участие в мероприятиях не нужно.

Примерка профессий

Бизнес идеи в профориентации

«АРТ Личность» — центр развития и выбора профессии скорее для детей, чем подростков (возраст гостей от 7 до 12 лет). На сегодняшний день успешно работают три центра «АРТ Личность» в Санкт-Петербурге, еще один открыт в Москве. Базовый принцип проекта — «примерка» профессии, настоящее погружение в рабочий процесс: изучая IT-сферу, дети пишут компьютерные программы; изучая телевидение, снимают сюжеты и выпускают их в эфир.

Школа королевых и курчатовых

Еще один образовательный проект по электронике и робототехнике для школьников — «Информатикум», созданный в партнерстве с МГТУ имени Н. Э. Баумана. Главная цель проекта — привлечь внимание школьников к инженерно-техническим специальностям и обучить их основам программирования, электроники, мехатроники и робототехники. Причем на таком уровне, чтобы вчерашние школьники не только смогли поступить на нужную специальность в МГТУ (это программа-минимум), но и помочь в будущем совершить рывок нашим высокотехнологичным отраслям.

Я б в предприниматели пошел…

Бизнес идеи в профориентации

Pre.инкубатор рассчитан на подростков, которым интересна карьера предпринимателя. Это своего рода бизнес-инкубатор для школьников — в его программу входят бизнес-тренинги, деловые игры, практикумы в реальных предприятиях, воркшопы и образовательно-развлекательные клубы. Занятия ведут бизнес-тренеры, профессиональные консультанты и опытные предприниматели.

Некоммерческая международная образовательная программа Sage обучает школьников социальному предпринимательству и ведению социально-ответственного бизнеса с учетом социально-экономических, демографических и экологических тенденций.

Лагерь, но не пионерский

Школы «КрашПро», «Информатикум» и «Профориентатор» запустили каникулярные профориентационные детские лагеря. Особой популярностью пользуется палаточный лагерь «Камчатка», организованный главным редактором журнала Esquire Филиппом Бахтиным. Вожатыми здесь ра¬ботают известные журналисты, музыканты, писатели, режиссеры, сценаристы и актеры. Программа состоит из творческих мероприятий: ребята снимают художественное и доку¬ментальное кино, ставят спектакли, занимаются современным искусством и анимацией, играют в стратегические и интеллектуальные игры.

Государственные центры

Бизнес идеи в профориентацииПомимо частных и общественных инициатив, существуют и вполне работоспособные государственные и муниципальные центры. Так, в Москве действует несколько центров социально-трудовой адаптации и профориентации: «Академический», «Гагаринский», «Ясенево», где проводят бесплатные профориентационные консультации, диагностику способностей и интересов, организуют бесплатные экскурсии на предприятия столицы, конкурсы, встречи, вузовские мастер-классы и так далее. Тем, кто живет в Петербурге, есть смысл обратить внимание на государственный центр профориентации «Вектор», работающий по сходной программе. На государственные и муниципальные центры профориентации стоит обратить внимание тем, кто присматривается к профессиям «синих воротничков»: токаря, сварщика, плотника, швеи и им подобным. Кстати, высококвалифицированные рабочие сегодня очень ценятся рынком, предлагающим весьма конкурентные заработные платы. Большинство частных центров сосредоточены на так называемых «профессиях нового времени», связанных с хайтеком и творческими направлениями.

Удаленная профориентация

Стоит отметить, что большая часть вышеописанных проектов сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге. Выбор возможностей профориентации в других регионах пока существенно проигрывает столицам. Если рядом нет подходящего центра, стоит обратить внимание на продукцию «Навигатум»: предлагающего комплекс игр, тестов и развивающих материалов для самостоятельного выбора специальности.

Впрочем, эффективная профориентация — это всегда в большей степени именно самостоятельная работа. В помощь родителям и детям, при поддержке Агентства стратегических инициатив выпущен «Атлас профессий будущего», в котором рассказывается даже о таких экзотических профессиях будущего как: молекулярный диетолог, строитель «умных» дорог, менеджер космотуризма, эко-вожатый и эксперт по «образу будущего» ребенка. Ведь для кого-то профессией может стать помощь другим в профориентации.

Подготовила Ира Форд

Дата публикации: 4 мая 2016

#профориентация #социальное предпримательство #образование

 1685
 
105
 

Хочешь получать свежие новости?

Согласен на обработку своих
пользовательских данных

Источник

В детстве многие мечтают о будущем, но мало кто осознанно выбирает профессию еще на школьной скамье. Чаще всего решение навязывают родители, диктует мода или подсказывают друзья. Когда дочери Айдара Фаррахова исполнилось 10 лет, он решил создать собственный центр профориентации «АРТ Личность», чтобы помочь дочке и другим детям определиться с будущей профессией. Сейчас проект действует в Санкт-Петербурге и Москве, но предприниматель планирует распространить сеть и по другим крупным городам России.

АРТ-личная история

Работа менеджером Айдару Фаррахову казалась скучной и однообразной. Мысли о создании собственного дела появлялись уже давно, но по-настоящему близкой идеи не возникало. Однажды он вместе с женой проводил время у друзей, которые недавно создали свое туристическое бюро детского отдыха. Те удивились, почему супруги до сих пор не открыли свое дело, опираясь на опыт, знания и знакомства. Идея не заставила себя ждать – у Айдара и Ольги в это время подрастала дочь, которая не знала, какую профессию она хочет получить. Изучив рынок, супруги поняли, что в городе нет компании, которая могла бы просто и интересно рассказывать детям о мире профессий и давать им возможность примерить их на себя.

Айдар Фаррахов: «Мы считаем, что еще с детского сада ребенку должны рассказывать о профессиях. В жизненной суете родителям порой просто некогда задуматься над тем, как помочь своим детям в выборе профессии, которой мы отдаем почти половину своей жизни. Иногда люди вспоминают об этом только за пару месяцев до окончания школы, когда следует определиться с выбором вуза. Мы полагаем, что это нужно делать хотя бы с 7-8-го класса».

Как говорится, карты сошлись, пришло время действовать. Два месяца супруги по ночам прорабатывали идею проекта и, наконец, осенью 2009 года совместно с редакцией петербургской газеты запустили программу «Журналистика» для детей во время каникул. Ребятам рассказывали о сути работы журналиста, как рождаются темы, откуда берутся новости. Во время экскурсии в редакцию дети увидели, как проходят «летучки» и рождается газета, а потом выпустили свое издание. Таким образом дети смогли не только теоретически изучить профессию, но и попробовать ее на практике.

1ая

Системный подход

Запустив еще несколько каникулярных программ по другим профессиям, Айдар стал получать просьбы от родителей устраивать занятия и в другое время учебного года. В 2009 году родился проект «АРТ Личность» – центр выбора профессии с тренингами и тестированием, а затем полной программой профориентации и диагностики для детей. Целью компании стало формирование самостоятельного выбора профессии у ребенка, раскрытие его качеств и творческих способностей, а также поддержка родителей. Айдар отмечает, что не стал бы открывать дело, в котором ничего не понимает. Перед запуском центра он тщательно изучил рынок, пообщался с людьми из этой сферы, посмотрел, как работают компании в похожих областях.

Айдар Фаррахов: «На момент нашего запуска в Санкт-Петербурге были отдельные компании, которые занимались тестированием школьников, но у них отсутствовал комплексный подход к анализу личности. Мы же не просто даем тесты, а проводим тренинги, организуем встречи с известными людьми, экскурсии в компании и даже трудоустраиваем детей. Наши программы соответствуют современным реалиям. Персонал мы набираем среди специалистов – тех, кто имеет опыт в какой-либо профессии и может интересно и увлеченно рассказать о ней детям. Для нас неважно, есть ли у человека педагогическое образование, потому что корочка не всегда является гарантией, что разговор с ним будет полезен детям».

На запуск предприниматель потратил собственные 300 тысяч рублей, которые ушли на оформление документов, аренду помещения, минимальное оборудование, персонал. За основу взяли методы тестирования, разработанные петербургскими университетами, постепенно дорабатывая их под современные реалии. Одним из трудных моментов во время запуска проекта стал поиск оптимальной цены услуги и целевой аудитории, так как предложение было новым для рынка. Помогла объективная оценка качества предоставляемой информации и ее ценности. Айдар утверждает, что детей не проведешь: если им что-то нравится, то они возвращаются, выбирают новые тренинги. Родители видят, как ты вкладываешь себя в их ребенка, поэтому доверяют компании и рекомендуют ее знакомым. Результаты говорят сами за себя: Айдар следит за выпускниками своего центра – многие после профориентации поступают в вузы по рекомендованному направлению, не жалеют о своем выборе и учатся с удовольствием.

АРТ Личность

Разносторонее развитие

Периодически для школьников устраиваются встречи с известными людьми, состоявшимися в своем деле. Например, с компанией сотрудничали актрисы Анастасия Мельникова, Алиса Гребенщикова, Чулпан Хаматова, тележурналист Андрей Радин, фотограф Игорь Сахаров, спортсменка Елена Исинбаева, генеральные директора компаний Google и Microsoft в России. С одной стороны, это дает возможность привлечь к центру новую аудиторию, потенциальных клиентов, СМИ. С другой стороны, детям дают возможность лично задать вопрос знаменитости, с которой не так просто связаться самому. Звезды приходят бесплатно, потому что понимают, насколько такие встречи важны для детей.

Сейчас в центрах «АРТ Личность» работают программы по навыкам, профтестирование и тренинги по профессиям: 8-16 занятий с периодичностью раз в неделю. Разработаны следующие направления: киношкола (режиссер, оператор, сценарист, актер), менеджмент (бизнес, лидерство, управление компанией, персонал), фотография, журналистика, мобильные приложения и робототехника. На каникулах действуют выездные творческие программы: насыщенный отдых и примерка интересных профессий, например переводчик, спасатель, маркетолог, дизайнер одежды.

Айдар Фаррахов: «В век цифровых технологий, когда у всех детей есть телефоны и компьютеры, не так-то просто увлечь их чем-то в реальности. Но у нас получается. Есть общее правило, что на занятиях запрещено пользоваться телефоном. Иногда приходится хитрить. В лагере во время выездных программ перед сном дети отдавали телефоны, чтобы не было соблазна сидеть всю ночь в соцсетях. Мы сделали специальную «телефонную» книжку: если ты хочешь взять телефон, то должен написать в ней небольшое сочинение, для чего он тебе нужен. Никто не хотел рассказывать о том, что собирается просто поиграть или залезть в соцсеть, а многим было просто лень писать. В итоге из 20 детей за 3 дня только 2 раза взяли телефон».

АРТ Личность

Взгляд в будущее

Весной 2012 года в «АРТ Личности» заработала виртуальная биржа труда, которая стала помогать подросткам в поиске серьезной работы на лето. Первой откликнулась компания «Икапласт», которая предложила 2 места – в лаборатории и бухгалтерии. Затем присоединилась сеть кондитерских «Буше». Для ребят такой опыт – возможность попробовать что-то новое, поработать в коллективе, почувствовать ответственность, научиться зарабатывать. В 2016 году компания трудоустроила на летний период 40 детей.

Айдар Фаррахов: «Идеи для развития центров мы придумываем сами – просто садимся вместе и обсуждаем, что еще можно сделать. Мы периодически ездим на разные конференции, встречаемся с коллегами из других городов и даже стран».

В планах у Айдара продолжить развитие: он собирается открыть центры «АРТ Личность» в городах-миллионниках России. Пока проект еще требует доработки, прежде чем масштабировать его через партнеров или франшизу. «Момент непростой, – признается наш герой. – Все, что ты строил восемь лет, всего за один день может кто-то разрушить».

АРТ Личность

«АРТ Личность» в цифрах и фактах

Год открытия

2010.

Стартовые затраты

Первый центр в Санкт-Петербурге обошелся в 300 тыс., второй (в 2014 году) – в 500 тыс. рублей.

Годовой оборот одного центра

Оборот с 800 тыс. в 2010 году увеличили до 6 млн рублей, средняя годовая выручка – 2,5 млн рублей.

Средняя стоимость услуг

4,5 тыс. рублей.

Количество клиентов

В 2016 году 410 детей приняли участие в выездных программах, 270 детей получили ответ на вопрос по итогам профтестирования.

Количество филиалов

Три развивающих центра: два в Санкт-Петербурге, один в Москве (с 2015 года).

Количество сотрудников во всех филиалах

45 человек.

Реклама, продвижение

Реклама в интернете и статьи в СМИ, соцсети, сарафанное радио.

Источник

Более 70% школьников не знают, чем хотят заниматься в будущем. Как строится новая система профориентационной работы с детьми, рассказала руководитель направления развития подростков MAXIMUM Education Ирина Гришина

MAXIMUM Education — компания, специализирующаяся на сфере дополнительного образования школьников. Занимает четвертое место в рейтинге 35 крупнейших EdTech-проектов России по версии РБК.

По данным Атласа новых профессий, созданного Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с инновационным центром «Сколково», к 2030 году появятся 186 новых профессий и 57 исчезнут. Даже такие вроде бы вечные специальности, как врач и учитель, меняются под влиянием бурного развития технологий. Как в таком многообразии ребенку выбрать, чем заниматься в будущем?

По результатам исследования, проведенного WorldSkills Russia при поддержке министерства просвещения, более 70% школьников не имеют представления о том, чем они собираются заниматься в жизни. И лишь 5% опрошенных уже определились с профессией. Эти цифры говорят о системной проблеме, которая должна решаться на разных уровнях: государства, рынка, общества и семьи.

Госзаказ на профессионалов

Сегодня основной вектор развития на рынке профориентации задает государство. Нехватка специалистов в конкретных областях, перекос внимания выпускников в сторону «хайповых» специальностей и повышение конкурентоспособности страны в сфере инноваций заставляют государство вкладывать бюджетные деньги в профессиональную ориентацию детей. И у него для этого есть как минимум два больших инструмента.

Самый понятный и очевидный — искусственное создание спроса на те или иные профессии путем регулирования количества бюджетных мест в высших и средних специальных учебных заведениях. Прогнозы по нехватке конкретных специалистов на горизонте от 5 до 20 лет дают возможность властям сделать обучение по проблемным направлениям максимально доступным. Напротив, переизбыток специалистов в той или иной отрасли в перспективе заставляет перераспределять бюджетные места, тем самым «отговаривая» выпускников от выбора этих направлений. Это понятный рабочий инструмент, но он не решает вопроса профессионального самоопределения отдельного человека, хоть и позволяет регулировать рынок труда.

Второй глобальный инструмент — создание и поддержка проектов, которые позволяют школьникам погружаться в различные профессии. Один из масштабных проектов — сеть технопарков «Кванториум». Это площадки дополнительного образования, оснащенные высокотехнологичным оборудованием и нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей. Планируется, что к 2024 году их будет 245 в 85 регионах страны, а также появятся 340 мобильных детских технопарков.

Еще один федеральный проект «Билет в будущее» помогает выявить, насколько осознанно подросток выбирает свой профессиональный путь. После прохождения тестирования школьникам предлагается поучаствовать в ознакомительных практических мероприятиях и профессиональных практикумах углубленного формата (например, экскурсии на чемпионаты профессионального мастерства и профориентационные фестивали, а также очные или онлайн-пробы с носителем профессиональных компетенций).

На региональных уровнях также развиваются различные государственные программы. Одной из них является проект департамента образования города Москвы «Профсреда», который предлагает школьнику пройти различные профессиональные пробы для получения не только гипотетического, но и практического представления о будущей работе. Площадки организованы на базах колледжей Москвы, поэтому в большей степени представлены рабочие специальности. Также в рамках проекта проводятся тренинги, мастер-классы и другие просветительские мероприятия.

Частный рекрутинг

Другой игрок — большие корпорации с их программами, нацеленными на формирование узнаваемости и построение HR-бренда у аудитории уже с подросткового возраста. В рамках своих акций, проводимых на федеральном и региональном уровнях, они не только знакомят школьников с конкретными профессиями, но и формируют желание пойти работать в конкретную компанию.

Кроме этого, есть еще и родители, которые переживают за будущее своих детей. При этом цели у них могут быть разные: одни озабочены больше выбором предметов для ЕГЭ, другие хотят помочь детям осознанно выбрать любимое дело.

В связи с этими запросами формируется рынок частных профориентационных услуг. Некоторые из них стараются последовательно развивать осознанный подход к выбору профессии, знакомя подростка с состоявшимися специалистами и профессиями, где можно применить свои качества и умения. Другие делают упор на посещение подростками компаний, банков, лабораторий, где в рамках экскурсии можно расспросить об особенностях их работы и узнать все подробности. Есть программы, заявляющие, что они готовы сделать выбор профессии за ребенка, выявив его интересы и способности, и на основе этого подобрать вузы.

Как измерить эффективность профориентации?

Измерять и оценивать эффективность использования вышеупомянутых инструментов можно с разных позиций. Иногда достаточно задать подростку несколько вопросов:

  • Какую профессию ты выбрал?
  • Что собой представляет эта профессия?
  • Почему ты считаешь, что она тебе подходит?
  • Что ты планируешь делать в ближайшее время, чтобы в дальнейшем стать специалистом в этой области?

Если он отвечает на них уверенно, и его представления соответствуют реальности, значит профориентационная работа прошла успешно. При этом важно понимать, что абсолютной уверенности в выборе на этом этапе не может быть, так как подросток в любом случае выбирает из того, с чем близко еще никогда не сталкивался, а значит, не может со 100% уверенностью сказать, что ему подходит, а что нет.

Умения или призвание

«Только 27% процентов населения России работают по специальности», — таков неутешительный итог опроса Роструда. Как же помочь своему ребенку выбрать будущую профессию? И как понять, какие знания и навыки будут актуальны к моменту, когда он начнет работать?

Большинство родителей рассуждают так: «Мы привели к вам ребенка, заплатили деньги, скажите, какой ЕГЭ сдавать и куда поступать». Это самый популярный подход, который плодит сотни микро-бизнесов с разной степенью качества, отвечающих этим потребностям.

Проблема в том, что выбор, сделанный за ребенка с помощью тестов или экспресс-консультаций, не дает ему представления о будущей профессии и его пути в ней. В результате многие бросают учебу в вузе или, окончив его, идут работать не по специальности.

Поэтому появляется спрос на другой тип профориентации — персонализированный, благодаря которой ребенок сможет узнать свои сильные стороны, интересы, сформулировать жизненные цели, и на этой основе выбрать то, чем реально хочет заниматься.

И как показывает практика современных профориентационных проектов, именно развитие навыков и компетенций поможет ребенку стать конкурентоспособным в стремительно меняющемся мире.

Технологии будущего

Бурное развитие анализа данных, машинного обучения и других новейших технологий в образовании уже сейчас позволяет собирать и анализировать большое количество информации о каждом конкретном ученике. Цифровой образовательный след, который уже совсем скоро начнут собирать, начиная с рождения, поможет строить действительно индивидуальные образовательные траектории, опирающиеся на интересы и склонности ребенка.

Значит ли это, что уже в средних классах он будет понимать, кем станет? Пожалуй, что нет. Но, возможно, у ребенка будет перед глазами некая карта с различными траекториями его профессионального развития, а также инструментарий, позволяющий ему попробовать себя в разных сферах еще до окончания школы.

Источник

Adblock
detector