Бизнес идеи в метро
Планируете открыть точку в метро, продавать мороженое в парках или установить вендинговый автомат? Для вас – инструкция о том, как получить такой объект в аренду
Нестационарные торговые объекты: как получить право пользования?
НТО – такой аббревиатурой обозначены киоски, помещения в метро, вендинговые аппараты и другие объекты – предоставляются предпринимателям через электронные торги. Их проводит Департамент города Москвы по конкурентной политике. В открытом аукционе могут участвовать представители малого и среднего бизнеса – любая компания или индивидуальный предприниматель.
Помещения от города Москвы: как принять участие в торгах?
Торги по объектам недвижимости организует Департамент города Москвы по конкурентной политике.
- Выберите объект для аренды. Это можно сделать:
- на Инвестиционном портале города Москвы по ссылке
- на сайте Департамента города Москвы по конкурентной политике по ссылке
Какие документы необходимы для допуска к участию в торгах?
- документ, подтверждающий полномочия руководителя компании (приказ, положение, протокол общего собрания или иное подтверждение), или его копию
- копию выписки из ЕГРЮЛ, выданную не позднее чем за полгода до даты представления документов, – для юридических лиц
- копию выписки из ЕГРИП, выданную не позднее чем за полгода до даты представления документов, – для индивидуальных предпринимателей (ИП)
- доверенность для представителя компании или ИП
О чем еще важно знать
Кто инициирует торги для заключения договора на торговлю в НТО?
- администрации столичных парков
- префектуры Москвы
- ГУП «Московский метрополитен»
- Департамент торговли и услуг
- Департамент городского имущества
- Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры
- Департамент средств массовой информации и рекламы
Что можно продавать в НТО?
К продаже, например, допускаются хлебобулочные и кондитерские изделия, молочная и мясная продукция, овощи и фрукты, цветы, канцелярские товары и многое другие. Полный перечень смотрите в прикрепленном файле.
На какой период предоставляются в аренду НТО?
Срок договора аренды – 5 лет. Период размещения зависит от назначения объекта.
- Передвижные торговые объекты:
- по продаже овощей, фруктов, мороженного, прохладительных напитков – с 1 мая по 1 октября
- по продаже клубники и земляники – с 1 июня по 31 июля
- по продаже горячих напитков и выпечки – с 1 октября по 1 мая
Нашли опечатку, неточность или есть предложения по тексту? Напишите нам на content@mbm.ru
Остались вопросы?
Получите бесплатную консультацию для бизнеса по любым вопросам удобным для вас способом. Онлайн, по телефону или лично.
Метро – неиссякаемый источник потенциальных покупателей для различных сфер бизнеса. Не воспользоваться этим – глупо, а вот способы заработка в «подземном» мире каждый выбирает самостоятельно.
Что было, что будет, чем сердце успокоится
Еще недавно жители северной столицы гордились своим метрополитеном. Помню, в «доперестроечные» времена обязательным пунктом туристической программы после Эрмитажа и Русского музея было посещение красивейших станций, от чего иностранные гости приходили в дикий восторг. И это не удивительно — больше нигде в мире нет столь фундаментального и красивого метро.
С переходом на рыночные отношения восторг жителей поутих, а на смену ему пришла торговая смекалка. Метро стало восприниматься как непрерывный сверхмощный поток людей – потенциальных покупателей. Которым, соответственно, нужно либо что-то продать, либо прорекламировать. В переходах стихийно возникли торговые палатки, в вагонах появилась реклама, под землю ушли нищие и попрошайки.
Сейчас власти города и службы метро навели в нем относительный порядок, что не исключает возможности ведения «подземного» бизнеса. Кстати, способы «наведения порядка» у городских властей своеобразные, но об этом – чуть позже.
Подайте, кто сколько может
Один из самых простых и старейших способов заработка в подземном мире – выпрашивание милостыни. Нищих и калек всех сортов можно встретить в подземных переходах, на станциях и, самое небезопасное, в вагонах поездов. Не знаю, как остальным, а лично мне больно и обидно, когда по ногам безо всякого стеснения проезжает инвалидная коляска с очередной жертвой судьбы. Уж сколько раз твердили миру, что нищенствование – самый настоящий бизнес – все равно добросердечные питерцы исправно вливают мощные денежные потоки в эту индустрию. Зато попытки журналистов обвинить метрополитен в не слишком ожесточенной борьбе с попрошайками и бомжами порой приобретают забавный поворот. Совсем недавно на официальном сайте Петербургского метрополитена был размещен гневный и язвительный комментарий, касательно корреспондента журнала «Эксперт» Юлии Вишневецкой. Как повествуют нам представители метро, девушка пыталась создать живописное фотополотно «Бомжи на станции Петербургского метрополитена «Площадь Восстания», которое, надо полагать, должно было украсить полосы журнала. Якобы «сторговавшись за двести рублей с двумя бомжами, она начала выстраивать мизансцену, предложив фотомоделям живописно улечься с сигаретами в зубах на фоне пассажиров, приобретающих в кассах жетоны». Корреспондентку задержали бдительные стражи порядка и даже инкриминировали ей нарушение «Закона о средствах массовой информации» и Правил пользования Петербургским метрополитеном. Остается только уточнить, что все-таки делали привлеченные к фотосъемке бомжи на станции метро и почему их не выдворили с места дислокации до того момента, как незадачливая «злоумышленница» смогла с ними сговориться.
Коробейники нашего времени
Коммивояжеры – народ безобидный, но уж очень надоедливый. Причем за последнее время их количество увеличивается в геометрической прогрессии. Возможно, причина в том, что из метро убрали много торговых палаток и все ларечники перекочевали со станций в вагоны. За один перегон можно запросто повстречать двух-трех товарищей, предлагающих пассажирам что-то дико нужное. Немногочисленные требования к таким «продавцам» — отсутствие комплексов и сильный голос, чтобы перекрикивать шум метро. Порой даже закрадывается предположение, что поезда метрополитена специально выбираются для того, чтобы отточить свой вокально-артистический талант. Не сходя с места, пассажиры подземки приобретают ручки, журналы, карты города, диски, а также нелицензионные программы, адресные базы, базы МВД и сотовых операторов. Правда, нет никакой гарантии, что под видом ценной базы данных Вы не станете счастливым обладателем девственно чистого диска. Если повезет, можно также недорого купить дипломы, аттестаты, различные удостоверения и другие образцы подпольной полиграфии.
Голь на выдумки хитра
Помимо нищих и продавцов-мелочевщиков, есть и более остроумные способы заработка. Например, вот такой. Московский вокзал, раннее утро. Куча народу, прибывшего ранними поездами, ждет открытия метро, сразу после которого в окна продажи жетонов выстраивается дикая очередь. К стоящим в ней людям, с большим нетерпением ждущим возможности уехать в нужном направлении, подходят «благодетели» и предлагают приобрести вожделенные жетоны раза в два дороже. И, надо сказать, мало, кто отказывается от такой «манны небесной» — цена то все равно невысокая. Прибыль на таких операциях составляет примерно 50%, около 20% получают сотрудники милиции метро за то, что не замечают наших бизнесменов.
Мы уже упоминали про восторги туристов от осмотра станций питерского метро? Некоторые предприимчивые гиды решили, что грешно не использовать данное обстоятельство на благо собственного кармана. Способ самый простой – доверчивым туристам продаются экскурсии по станциям метрополитена. Себестоимость такой операции – копеечная, а прибыль вполне солидная. За подземную экскурсию с одного человека вполне можно получить порядка 100 долларов или евро.
Ну и по вечерам есть риск встретить в метро представительниц древнейшей профессии, относящихся к низкой ценовой категории. Их основные клиенты – подвыпившие работяги и удачливые мошенники, которые не прочь расслабиться в конце рабочего дня.
Карманники и мошенники
Для карманников метро поставляет огромное количество «клиентов». Самая простая и продуктивная работа – в часы пик: люди так плотно прижаты друг к другу, что вряд ли почувствуют потерю чего-то ценного. Прокатившись в метро запросто можно остаться без бумажника, мобильного телефона и даже дамской сумочки. Есть ещё любители «фактора неожиданности». Перед закрытием дверей у зазевавшегося пассажира из рук можно выхватить мобильник и в последний момент выскочить из вагона. Правда, бывают и травмоопасные эпизоды: молодой девушке чуть не сломали шею, когда резко попытались оборвать телефон, висевший на шее на шнурке.
Как поведал нам пожелавший остаться неизвестным сотрудник милиции метро, случайных людей в этом бизнесе нет. Между группами карманников поделены ветки метро, а также самые популярные пересадочные станции.
Мошенники разных сортов также имеют свой участок подземной работы. Не так давно в переходах процветали наперсточники и продавцы лотерейных билетов. Теперь их «деятельность» официально запрещена, да и жители города уже не так живо поддаются на уловки. Зато специалисты из паронормальной области все так же ищут клиентов в потоке пассажиров. Они очень хорошо умеют выделять в толпе человека расстроенного и удрученного. Подходят, как правило, с невинным вопросом, чтобы завязать разговор, потом предлагают помощь в налаживании судьбы. В результате от таких «спасителей» можно пострадать куда больше, чем от действий карманных воришек.
Еще встречаются те, кто, эксплуатируя свою добропорядочно-старушачью внешность, специализируется на закатывании истерик, изображая обворованных простаков. Одна из подобных исполнительниц хвастала, что только за предновогоднюю неделю заработала дочке на подарок — норковое манто.
Милиция метро тоже не чурается левых заработков. Служители порядка исправно обирают пьяных, да и просто «не понравившихся» им пассажиров. В основном, такие претенденты происходят поздно вечером, когда жертве приходится противостоять милиционерам один на один. Забавно, но сами добытчики не считают свои действия крамольными, а называют их своего рода воспитательной работой.
Реклама – двигатель торговли
Безусловно, реклама в метро – один из самых эффективных способов привлечения клиентов. Наиболее масштабно её используют банки, торговые комплексы и сотовые операторы. По данным ГЦРР («Городской Центр Размещения Рекламы»), реклама в подвижном составе петербургского метрополитена размещается в 1446 вагонах, курсирующих по четырем линиям метро (1 линия — 495 вагонов, 2 линия — 395 вагонов, 3 линия – 253 вагона, 4 линия — 303 вагона).
! Справка:
Максимальное число рекламомест в вагоне — 106.
Звуковой канал — коммерческая информация — 150 мин/день.
Также, в метрополитене размещено 2715 стационарных рекламоносителей, из них 780 лайтбоксов на балюстрадах, 500 лайтбоксов в вестибюлях, 350 щитов «сити-формата», 260 путевых щитов, а также 120 наружных рекламоносителей.
Если верить аналитикам, то оборот рынка метрорекламы в Петербурге в 2006 году составил $20 млн.
Чудеса прогресса
Современное метро сложно представить без таких достижений современности, как банкоматы, автоматы по приему платежей и таксофоны. Эти блага цивилизации, установленные в холлах, переходах и станциях метрополитена, для петербуржцев являются большим подспорьем в экономии времени.
Первыми, кто по достоинству оценил потенциал метрополитена, стали питерские банки. Однако на стартовом этапе не обошлось без трудностей. Дело в том, что в метро не разрешено находиться лицам с оружием – соответственно инкассация банкоматов может происходить только по вечерам, после закрытия станций. По этой причине руководство метрополитена долго решалось на то, чтобы дать официальное разрешение на установку банкоматов. Второй сложностью стало проведение коммуникаций. И тут питерский метрополитен пошёл излюбленным путем: была организована фирма, заведующая всеми техническими сетями, которой сначала нужно было заказать проводку кабеля, а потом регулярно оплачивать техническое обслуживание. Надо ли говорить, что альтернативных услуг никто не предоставлять не мог.
!! Поразительно, но в питерской подземке полностью отсутствуют автоматы по продаже газет и журналов – видимо, их появление не вписывается в политику основных «проверенных» распространителей прессы.
!!! Также, по отзывам самих жителей города, нелишними были бы автоматы по продаже напитков и закусок.
ИА BISHELP желает предприимчивым читателям найти в петербургской подземке то, что по душе ему. Дерзайте!
Источник: Электронная газета «Бизнес-комментарии» (https://www.buscomm.ru/) — информационный партнер ИА BISHELP
У современного человека очень быстрый ритм жизни поэтому многим людям очень часто не хватает времени даже на посещение магазина и не хватает свободного времени для того чтобы приобрести нужные товары. Многим людям не хватает даже двадцати четырех часов для того чтобы решить все свои дела и проблемы.
Иногда начинает казаться, что выхода уже нет, но некоторые филиалы нашли инновационный и отличный подход к этому делу в торговле. А суть в том чтобы на станциях метро были открыты виртуальные магазины. Такие магазины в полной мере позволяют сделать полезные покупки в процессе ожидания транспорта.
Рекламными щитами невысокого размера можно назвать виртуальные магазины. Такие щиты разделены на несколько категорий как в настоящем магазине. Например, один щит может быть с продуктами питания, другой со средствами личной гигиены, а третий с товарами первой необходимости. У каждого товара есть свой уникальный код (QR) который обычно размещается возле этого товара.
Что касается процесса покупки то он очень простой. Для того чтобы осуществить покупку нужно иметь смартфон в котором есть специальное и доступной приложение. Смартфон нужно поднести к этому коду для того чтобы он отсканировал код а затем отправил выбранный продукт в виртуальную корзину.
Все эти товары, который выбрал покупатель, будут у него дома к тому моменту, как он вернется домой с работы. Это очень удобно ведь благодаря предприимчивости корейцев можно совершать виртуальные покупки, не отрываясь от собственных дел. Это сколько же времени будет сэкономлено, а время как говориться – деньги.
Исходя из проведенных исследований, данное инновационное новшество в большой мере позволяет во много раз увеличить выгодную продажу всех товаров. Увеличение может быть от семидесяти процентов до ста двадцати пять процентов. Корейцы всегда были одним из самых обеспеченных и трудолюбивых народов из всего мира.
Именно поэтому можно считать, что такое нововведение очень даже актуально в наше время. Покупатели в подобных виртуальных магазинах (в метро) очень тепло и красиво отзываются о подобном нововведении, а также постоянно говорят о том, что такая услуга очень удобна и просто необходима для современного человека.
Авель Санчес (один исследователь из системы интеллектуальных и инженерных систем) оценил применение и использование таких виртуальных магазинов и витрин и отзывался о них самым лучшим образом. А также он сказал о том, что может быть такое, что в скором времени огромная часть супермаркетов всего мира начнет использовать такую систему, так как она заинтересовала многих бизнесменов.
Благодаря таким виртуальным магазинам в метро огромная часть сети супермаркетов смогла увеличить в несколько раз колличесво клиентов. Это увеличение произошло примерно до десяти тысяч человек. И это только начало, а еще увеличение будет продолжаться и с годами цифры станут больше.
На территории Южной Кореи на сегодняшний день данная инновация среди других интернет-магазинов очень известна и популярна. Эта система по популярности занимает исключительно первое место ну и, конечно же, второе место, если сравнивать с обычными (реальными) магазинами. А очень скоро в планах есть еще одна идея это открытие таких торговых точек на территории Соединенных Штатов Америки и в других странах Европы и Азии.
А кардинальное решение нашли в 2015 году, когда московские власти сменили подход к регулированию уличной и подуличной торговли. Все старые павильоны было решено снести, а на их месте поставить новые.
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Что изменилось
Теперь все площадки разыгрываются на открытых электронных аукционах, которые проводит департамент по конкурентной политике Москвы. Чтобы принять участие в борьбе за лот, каждый претендент должен внести задаток (обычно начальную цену лота за два первых месяца), а победитель еще и предоставить банковскую гарантию или деньги (5–10% от суммы договора). Инициаторами аукционов выступает Московский метрополитен (он сдает в аренду места в вестибюлях и переходах метро) и ГБУ «Гормост» (места в подуличных пешеходных переходах). Главное нововведение — павильоны теперь принадлежат городу, а договоры нового типа запрещают передавать их третьим лицам. Зато в отличие от наземных ларьков большинство павильонов имеют комплексную специализацию, то есть арендатор вправе сам решать, чем торговать.
Большинство договоров аренды закончились 31 декабря 2015 года, а первые аукционы на право торговать под землей прошли в мае 2016 года. С мая 2016 года по середину сентября 2017 года власти успели разыграть 5,4 тыс. кв. м подземных площадей, на которых размещено более 500 торговых точек — это почти в три раза меньше, чем сдавалось до реформы (13,3 тыс. кв. м в метро и 1,3 тыс. в переходах «Гормоста»). И ситуация в ближайшее время принципиально не изменится, распродажа площадей почти закончена — в течение 2018 года метрополитен разыграет еще 950 кв. м площадей, «Гормост» — порядка 700 кв. м. С дальнейшими планами в организациях еще не определились.
Резкое сокращение площадей привело к ажиотажу среди торговцев. Например, на павильон 8 кв. м на станции метро «Марксистская» претендовали около 100 заявителей, ушел он по цене 800 тыс. руб. в месяц. Судя по информации на сайте единой электронной торговой площадки (ЕЭТП), максимальное превышение начальной цены составило 1405%. По расчетам РБК, средняя цена аренды 1 кв. м в метро по результатам завершенных торгов обходится в 40,6 тыс. руб. в месяц. По данным метрополитена, ставки аренды за время реформы выросли в 2,5 раза. Плату за аренду предприниматели вносят помесячно, но договор аренды заключается на пять лет, и его досрочный разрыв грозит бизнесмену штрафными санкциями.
Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости
Кто торгует в метро сегодня
Представители Московского метрополитена рапортуют, что им удалось привлечь к торговле малый бизнес. Однако значительная часть площадей ушла крупными лотами — чтобы бороться за них, нужен был капитал в несколько десятков миллионов рублей.
Самый крупный лот общей площадью 1059 кв. м включал в себя 30 переходов на 17 станциях метро, где расположилось около 150 торговых точек. Его выиграла московская компания «Метроторг», принадлежащая Дмитрию Сидоренко. Предприниматель известен тем, что до 2010 года был совладельцем ООО «Инвестиционная промышленная компания «Воздвиженка», а этой компании принадлежит 50% ООО «Редакция газеты «Завтра».
В течение пяти лет аренды подземных площадей Сидоренко заплатит метрополитену больше 504 млн руб. По словам предпринимателя, розничная торговля в метро для него основной бизнес, а средства для внесения залога были заемными. Судя по конкурсной документации, в торгах за этот лот приняли участие две компании, но единственный шаг на аукционе сделал «Метроторг».
Самый дорогой лот — 74 точки площадью 858 кв. м — достался индивидуальному предпринимателю Александру Цепову. Пять лет аренды обойдутся ему в 659 млн руб. О Цепове известно, что он владеет с партнерами крупными цветочными компаниями (ООО «Просто букет», ООО «7 цветов»), компанией по оптовой торговле овощами и фруктами (ООО «Зеленая горка») и управляет коммерческой недвижимостью (ООО «Торговая недвижимость» и ООО «Торговые инвестиции»). По данным, представленным в соцсетях, Цепову 49 лет, в 1991 году он окончил МФТИ. На запрос РБК в его компании «7 цветов» ответили, что «Александр Анатольевич не располагает временем для общения с журналистами». «Человек новый — был цветочным оптовиком наверху, теперь спустился вниз», — рассказал РБК один из арендаторов подземных точек.
«В нашем торговом доме работали два ведущих менеджера, Александр Цепов и Дмитрий Воронцов (владеет 50% ООО «Просто букет». — РБК). В какой-то момент они остались по большому счету без хорошей работы, так как компания была распущена, а они всю жизнь любили заниматься именно торговлей. Они идею с [торговлей] цветами уловили и пришли с ней: давайте построим этот бизнес», — рассказывал в 2015 году о создании компании «7 цветов» Сергей Гришин, совладелец «Росеврогрупп» (в нее входит одна из крупнейших девелоперских компаний «Росевродевелопмент» и Росевробанк) и партнер Цепова (владеет 35% ООО «Торговые инвестиции», 35% в ООО «Торговая недвижимость» и 35% в ООО «Зеленая горка»).
Прочих лидеров поделенного рынка мы вынесли в топ-10. Реформа полностью изменила состав лидеров: компании, которые раньше агрегировали большую часть площадей, вообще ушли с рынка — их причастность к новому составу крупных арендаторов РБК установить не удалось. К примеру, лидер наземного рынка печатной продукции ГК «Кардос» по итогам проведенных аукционов в переходах и метро не выиграла вообще ни одной точки. «В одном аукционе в метро мы участвовали, но победитель поднял стартовую сумму аренды почти в четыре раза, и мы в эти игры с убытками играть не стали», — рассказал РБК гендиректор группы компаний Олег Бережной.
«Приходится подстраиваться»
Дмитрий Сидоренко, владелец компании «Метроторг»
«До создания «Метроторга» я уже несколько лет занимался розничной торговлей, в том числе и под землей. Когда правительство объявило о старте реформы, я решил принять участие в аукционах, а в октябре 2015 года зарегистрировал ООО «Метроторг», в мае 2016-го выиграл самый крупный лот — около 150 точек на 17 станциях метро. Я просто решил, что взять сразу один большой лот, а не бороться за несколько мелких для меня удобнее. Средняя ставка за 1 кв. м в месяц не превышает для меня 7–8 тыс. руб. Это действительно недорого, получается такая экономия на масштабе: площадь больше, издержек меньше. Но и управлять таким массивом сложнее. Если у тебя десять киосков рядом стоит, не будешь же везде цветы продавать — это экономически бессмысленно. Поэтому приходится подстраиваться, изучать новые сферы торговли.
Не могу сказать, что это высокорентабельный бизнес, но если бы это не приносило дохода, я бы не ввязывался. Меньше всего прибыли сейчас приносят киоски, расположенные на новых станциях метро, — там, в отличие от центральных станций, пока небольшой пассажиропоток».
Кто выиграл от реформы
В метрополитене результатами реформы довольны: «Современные торговые объекты представляют собой легкие и светлые конструкции из стекла и металла с широкими витринами, что делает их максимально привлекательными, а торговлю в подуличных пространствах — удобной для покупателей». В ГБУ «Гормост» подчеркивают, что торговые объекты соответствуют нормам антитеррористической и противопожарной безопасности.
В договоре с арендаторами сейчас прописан перечень требований к оформлению внешнего вида павильона: контролируется оформление витрин, торгового оборудования, дверей и вывесок, нанесение логотипа на фасад, зонирование пространства павильона и даже дресс-код продавцов, которые «должны иметь опрятный внешний вид». «До настоящего времени еще ни в одном метрополитене мира не осуществлялась столь масштабная работа», — гордятся менеджерыметро.
Фото: Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»
Казус с гарантией
Самый дорогой лот, разыгранный на торгах, обернулся провалом. 13 марта 2017 года ООО «Старт» выиграло право арендовать павильоны на 17 станциях метро. За пять лет работы компания должна была заплатить метрополитену 1,426 млрд руб. Согласно данным СПАРК, компанией в равных долях владеют Вера Бобок и Елена Старостина. Бобок также владела 33% ныне недействующей компании «Оушн трейд» (непродовольственная оптовая торговля), а Старостиной принадлежит 50% ООО «Авангард» (ресторанная деятельность) и доли в нескольких недействующих фирмах по производству одежды, проведению строительно-монтажных работ и неспециализированной оптово-розничной торговле.
Однако метрополитен лишил «Старт» права арендовать выигранные точки. Согласно материалам дела, рассмотренного Арбитражным судом Москвы 30 августа 2017 года (есть в распоряжении РБК), ООО «Старт» предоставило банковскую гарантию, подписанную председателем правления банка «СИБЭС». Метрополитен направил в банк запрос, в ответ на который организация сообщила, что лицо, подписавшее документ, сотрудником банка не является. ООО «Старт» попыталось оспорить решение суда, но суд иск компании отклонил. Теперь метрополитен будет разыгрывать лот вновь.
Многие предприниматели не рассчитали экономику и уже начинают возвращать арендованные точки. «Место в пешеходном переходе оказалось непроходным, точка работала в минус, и мы ее вернули. При этом оставили в казне внесенный залог. Это было выгоднее, чем пять лет содержать убыточный киоск», — рассказывает гендиректор «АМО-Пресс» Дмитрий Изюмников. Важный нюанс — отказаться можно только от всего лота разом, оставлять прибыльные точки и возвращать убыточные нельзя.
С какими проблемами столкнулись предприниматели
«Метрополитен очень медленно вводит разыгранные точки в эксплуатацию. Это основная проблема на сегодня», — жалуется генеральный директор «АМО-Пресс» Дмитрий Изюмников. Метрополитен успел ввести в эксплуатацию 80% выигранных Дмитрием Сидоренко точек, а «АМО-Пресс» получило только половину киосков. «Некоторые объекты мы ждем больше полутора лет. Последние аукционы проводились еще до того, как выставленные на конкурс киоски появились физически, — по сути, метрополитен разыгрывает пустоту», — говорит Изюмников. Всего метро «ввело в эксплуатацию» 2,5 тыс. кв. м торговых площадей, «Гормост» — около 700.Аренду предприниматели начинают платить только с момента передачи им торгового объекта, но залог, внесенный на конкурс, «замораживается» на все время строительства киосков.
По мнению Алексея Каневского, председателя комитета по экономике московского городского отделения «Опоры России», обратной стороной реформы стал рост нелегальной торговли. «По моим оценкам, нелегалов стало на 10–15% больше. Потребность в недорогих продуктах, которые можно купить по пути домой, есть, а те точки, которые сейчас работают под землей, ее не удовлетворяют. Свято место пусто не бывает», — считает Каневский.
Генеральный директор юридической компании Urvista Алексей Петропольский связывает рост нелегальной торговли с тем, что лучшие места в переходах получил относительно крупный бизнес, который арендовал пул помещений и экономит на эффекте масштаба.
Фото: Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»
«Царил какой-то хаос»
Вук Варагич, ИП, арендатор подземных киосков
«Я занялся торговлей под землей в 1999 году — в переходах и вестибюлях метро всегда был отличный трафик. Сначала продавал биологически активные добавки, кремы, препараты растительного происхождения, но через несколько лет переключился на головные уборы, женские сумки, кожгалантерею. В лучшие времена контролировал 70 павильонов.
Снос киосков в 2015 году стал большим ударом. Чтобы не потерять бизнес, я начал искать другие варианты — арендовал места в торговых центрах и стрит-ретейле. Но это ни в какое сравнение с метро не идет: стоимость выше, трафик ниже. Чтобы попасть в торговый центр, нужен совершенно другой бюджет, сильный бренд. Мы смогли открыть всего шесть магазинов на улицах и в ТЦ, три из них пришлось закрыть из-за нерентабельности.
Когда только объявили о старте торгов, на рынке царила паника, поэтому ставки были дикими. Люди отключили голову, они хотели зайти обратно в бизнес, неважно, с какими затратами. Царил какой-то хаос: плохой павильон, слабый с точки зрения экономики, мог стоить непомерных денег только потому, что в этот день в торгах участвовало много людей, которые входили в азарт. Некоторые аукционы длились по 12–13 часов. Нам удалось арендовать только пять павильонов в метро и пять в пешеходных переходах. Из них сейчас в метро работает только два, еще четыре — в пешеходных переходах, от остальных пришлось отказаться.
Город развивается, становится более европеизированным. Торговля тоже выходит на новый уровень, а значит, все перемены к лучшему, даже если процесс адаптации болезненный. Конечно, таких локаций, как были раньше в метро, сейчас не найти нигде. Я буду продолжать бороться за новые места — у меня и выбора-то особо нет. Варианта только два: или приспособиться, или умереть. Идти работать внаем я не готов».
«Облагораживать эту сферу надо было, но не рубить вот так на корню»
Дмитрий Изюмников, генеральный директор «АМО-Пресс»
«До реформы у нас было 10–20 объектов на улицах Москвы и под землей. Какими-то объектами мы владели, где-то работали по договорам аренды и субаренды, кроме того, поставляли продукцию крупных издательств партнерским точкам. С 2015 года правила изменились, нас из подземных переходов и вестибюлей метро выгнали. Решение подкосило многих — да, облагораживать эту сферу надо было, но не рубить вот так на корню.
Когда метрополитен объявил о старте аукционов, мы решили участвовать. По итогам уже проведенных торгов «АМО-Пресс» выиграл два лота и арендует 32 торговые точки в вестибюлях метро. Торговля книгами и журналами под землей прибыли почти не приносит — киоски балансируют на грани рентабельности. Это история больше имиджевая, присутствовать на этом рынке для нас — дело принципа.
Несомненно, реформа облагородила рынок — киоски выглядят приличнее, сама процедура розыгрыша прозрачна. До 2014 года рынок держали несколько компаний, именно они решали, какой будет конечная ставка аренды. Теперь это сугубо рыночный механизм. Но я не могу сказать, что рынок стал доступнее для бизнеса: первые аукционы проходили при диком ажиотаже, все пытались урвать хоть какое-то место, взвинчивали ставки в десятки раз. И мы тоже попались на эту удочку».