Бизнес идеи на авторемонт
Несмотря на обилие автосервисов и мастеров в каждом городе, никто из них не сидит без работы: внутренний спрос на авторемонтные услуги остается открытым. Количество машин растет, как новых, так и поддержанных, и все они требуют технической поддержки.
В таких условиях открытие СТО представляется выгодным направлением для инвестирования. В этом материале мы приведем подробный бизнес-план автосервисного центра с нуля, расскажем об этапах развития и приведем примерный расчет окупаемости.
Описание проекта автосервиса
На автосервисе реально можно делать деньги. Несмотря на высокую конкуренцию на рынке, спрос на авторемонтные услуги остается высоким и продолжает расти вместе с ростом автомобильного парка в России.
Начинать работу можно в разных форматах; в данном бизнес-плане автосервиса рассмотрена идея открытия мультифункционального автосервисного центра, который будет предлагать широкий ассортимент услуг, от ремонта до мойки. Это позволит охватить как можно больше клиентов, увеличить объемы выручки.
Нужно предупредить, открывать этот бизнес лучше человеку с опытом работы в автосервисах либо с поддержкой такого эксперта.
Дело потребует достаточно крупных инвестиций, более 10 млн руб. Реализовать проект можно своими усилиями либо с помощью франчайзеров.
Актуальность бизнеса по ремонту авто
Количество автотранспорта в России растет ежегодно. По состоянию на начало 2019 года парк автомобильной техники в стране насчитывал почти 52 млн ед., 84% из которых приходилось на легковые автомобили.
Это непосредственно влияет на емкость рынка автосервисов, ибо каждому автомобилю требуется тех. обслуживание. В стоимостном выражении емкость рынка составляет около 600 млрд руб. в год. Есть потенциал для дальнейшего расширения, связанный с ростом автопарка и износом транспорта.
Высоким спросом пользуются следующие услуги:
- автомойка;
- кузовной ремонт;
- шиномонтаж.
Другие услуги Автосервисов также востребованы: от поломок не застрахован никто. Автовладельцы не любят оттягивать ремонт, и при случае сразу обращаются в мастерские.
Ситуация на рынке
На рынке технического обслуживания автомобильного транспорта конкуренция высокая: в регионах страны работает множество одиночных, сетевых сервисов и отдельных мастеров.
Независимые сервисы (одиночные либо сетевые) занимают более половины рынка. На индивидуальные автомастерские (в том числе «гаражного» типа) приходится около четверти емкости рынка. Авторизированные дилерские центры занимают долю порядка 12-15%.
Но существующее предложение не удовлетворяет всего спроса в тех. обслуживании. Российская экономика находится в кризисе, который ведет к снижению доходов граждан. Это побуждает людей экономить и покупать поддержанные авто, которые априори требуют больше ремонта.
Анализ рынка и конкурентов
На рынке сложилась отчетливая тенденция, свидетельствующая об оттоке автовладельцев из официальных сервисных центров в частные компании (сетевые и одиночные). Об этом свидетельствует снижение объема продаж у «официалов» с 49 млрд руб. в 2017 г до 46 млрд руб. в 2018 г. В 2019 г. ожидается снижение до 43 млрд руб.
В России работает несколько крупных сетевых компаний, которые открыли свои филиалы в десятках российских городов. Есть сервисы, специализированные на грузовых авто (к примеру, «ТРАК ЦЕНТР»), хотя большинство СТО нацелены, естественно, на автомобили категории В.
У сетевых компаний есть своя клиентура, на все же россияне по большей части предпочитают делать ремонт в более дешевых одиночных сервисах либо у отдельных мастеров. Автосервисный рынок в России считается непрозрачным: по всей стране очень распространены (и популярны) незарегистрированные «гаражные» предприятия.
Разновидности СТО
Разновидности автомастерских отличаются как по видам ремонтных услуг, так и по конкретной специализации. Виды сервисов можно группировать в 4 категории.
- Официальные дилеры. Это сетевые сервисы, которые обслуживают автомобили конкретной марки. Встречаются в России не так часто; спрос на услуги таких дилеров умеренный, в том числе по причине высоких цен.
- СТО, обслуживающие ТС одного производителя или конкретной модели. Работа в этой нише рискованна, поскольку бизнес ограничен определенной группой потребителей.
- Одиночные СТО с или без аккредитации. Спрос на такие сервисы высокий, цены на услуги значительно более приемлемые в сравнении с официальными центрами.
- Автосервисы в гараже. В незарегистрированных СТО, работающих подпольно, можно сделать недорогой ремонт, но профессионализм работников зачастую не слишком высокий.
Выбор основного направления деятельности
Перед тем, как открыть станцию тех. обслуживания, необходимо тщательно проанализировать ситуацию на рынке, соотношение российских и зарубежных авто, конкурентную среду, их направленность, возможности и цены.
Большая часть россиян, купивших новый автомобиль, после окончания срока гарантии уходят в альтернативные сервисы, предлагающих хорошее качество работы по более низким ценам. А владельцы поддержанных авто в официальные центры и не обращаются.
В данном бизнес-плане рассмотрен проект открытия одиночного СТО со следующим перечнем услуг:
- шинoмoнтaж. Рaбoтa c кoлecaми: балансировка, замена peзины, ремонт шины и т.д.;
- диагностика и рeмoнт. Автocepвиc будет paбoтaть c мaшинaми paзных мapoк. Бoльшaя чacть paбoт cвязaнa c двигaтeлeм и хoдoвoй чacтью;
- кyзoвные paбoты. Ремонт кyзoвa: cвapкa, пoкpacкa, pихтoвкa;
- автомойка.
Что нужно для начала?
Открытие современного СТО потребует достаточно крупных инвестиций. Особенно выделяется статья «оборудование и инвентарь» – покупка качественной техники потребует дополнительных вложений. Запас расходников и сырья создать необходимо, но нужно помнить, что многие детали заказываются на внешних сервисах за счет клиента.
Таблица 1. Размер первоначальных расходов для открытия автосервиса.
Расходная статья | Стоимость, руб. |
Регистрация | 25 тыс. |
Аренда помещения (1000 кв. м) | 900 тыс. |
Оборудование и инвентарь | 10 млн |
Дополнительное сырье, расходники и материалы | 250 тыс. |
Заработная плата, 17 чел. | 500 тыс. |
Дополнительные расходы | 400 тыс. |
Итого | 12,075 млн |
Работа и сбыт предполагается в городе с населением 1,5-2 млн чел. В дополнительных расходах указаны затраты на коммунальные платежи, продвижение, подготовку помещения и др. Размеры налоговых отчислений в расчете не учтены.
Юридические вопросы
Сначала нужно выбрать организационно-правовую форму: ИП (физическое лицо) либо ООО (юридическое лицо).
При регистрации указываются коды ОКВЭД-2, основные из них:
- 45.3 «Topгoвля aвтoмoбильными дeтaлями, yзлaми и пpинaдлeжнocтями»;
- 45.20 «Teхничecкoe oбcлyживaниe и peмoнт aвтoтpaнcпopтных cpeдcтв»;
- 45.20.3 «Moйкa aвтoтpaнcпopтных cpeдcтв, пoлиpoвaниe и пpeдocтaвлeниe aнaлoгичных ycлyг».
На часть работ не требуется получение лицензии. Например, мойка и смазочно-заправочные работы. Для контрольно-диагностических работ, окраски, ремонта тормозного управления, тонирования стекол и др. сертификация обязательна. Для нормальной работы СТО должно получить нужные разрешения. Полный список услуг, подлежащих сертификации, указан в ОКУН.
Необходимо получить разрешения от Пожарной службы, Санэпидстанции.
Правила аккредитации
Если запланировано открытие автосервиса с пунктом техосмотра, потребуется получить аккредитацию от государства.
Правила аккредитации станции тех. обслуживания указаны ниже.
1. Наличие сооружений и средств, необходимых для технического диагностирования.
2. Возможность для передачи сведений о результатах проведенного ТО в единую автоматизированную систему.
3. Наличие не менее одного технического эксперта.
Для получения аккредитации необходимо иметь достаточные материально-технические ресурсы и разобраться во множестве нормативных актов. Чтобы запустить такую СТО, потребуется не менее 4-6 месяцев. За это время нужно получить все документы и разрешение от государства (РСА), закупить и монтировать технику, трудоустроить технический персонал, включая дипломированного специалиста, создать систему документирования и передачи данных.
Выбор помещения
Для открытия мультифункционального автосервиса потребуется площадь в 800-1000 кв. м. Кроме рабочих, складских и административных помещений, полезно оборудовать место для небольшого кафе, где клиенты смогут отдохнуть, купить напитки и закуски.
Выбирать помещение нужно исходя из требований СЭС:
- минимальное расстояние до жилых домов, общественных зданий, водоемов – 10-50 м;
- наличие всех систем коммуникации (водоснабжения и канализации, вентиляции, отопления, электричества, освещения);
- оборудовать раздевалку для персонала, душевую и санузел;
- при отделке рабочего пространства использовать мacлoбeнзocтoйкие мaтepиaлы;
- смотровую яму и 2/3 стены (от пола) выложить керамической плиткой либо масляной краской;
- пол выложить кафельной плиткой.
Нюансы расположения СТО
Где выгодно разместить автосервис?
Во-первых, в местах вблизи основных автотрасс и магистралей. Здесь больше поток автомобилей, то есть выше вероятность притока новых клиентов. Грамотное расположение рекламы в таких местах обеспечит высокую посещаемость.
Во-вторых, вблизи автозаправок. Сервис в таком месте будет привлекать внимание водителей. Можно сотрудничать с заправкой, использовать ее для продвижения своей СТО.
В-третьих, поблизости или непосредственно в гаражных комплексах, где высока плотность автомобилей и потенциальных клиентов.
В-четвертых, недалеко от мегамолов, больших торговых центров и т.п. Можно даже договориться использовать часть территории автостоянки ТЦ для создания СТО.
Полезно выбирать локацию поблизости от крупных транспортных узлов, где нет конкурентов (в непосредственной близости). У автосервиса нужно оборудовать паркинг.
Оборудование
В СТО закупается техника, необходимая для оказания всего перечня ремонтных услуг:
- диагностический стенд с компьютерным оборудованием, сканером;
- стенд для регулировки развал-схождения с датчиками;
- шиномонтажное оборудование;
- сварочное оборудование;
- мотор-тестер;
- оборудование для рихтовки;
- краскопульт;
- подъемники;
- домкраты и др.
Подготавливается весь необходимый ручной инструмент, расходные материалы, рабочая униформа и средства индивидуальной защиты.
Потребуется оборудование для офиса, кассовый аппарат, мебель (включая зону ожидания). Полезно закупить специальное программное оборудование для организации всех видов учета, контроля процесса ремонта каждого автомобиля.
С указанным оборудованием можно открыть многофункциональный автосервисный центр. Примерная стоимость составит 10 млн руб.
Поиск поставщиков запчастей
Каждый клиент ожидает, чтобы его автомобиль привели в порядок как можно быстрее. Однако автодеталей очень много, и запастись ими всеми практически невозможно. Значит, остается один выход – брать конкретную деталь под заказ. Для этого потребуется надежный поставщик, у которого есть нужная продукция, и который может ее доставить в оперативные сроки.
Во-первых, рекомендуется иметь собственный запас ходовых автодеталей и частей. Это позволит разрешить большинство ситуаций быстро.
Во-вторых, следует грамотно выбрать поставщика. Это может быть локальный магазин и/или крупная федеральная сеть. Полезно наладить контакт с поставщиком запчастей без лишних посредников.
В-третьих, нужно сотрудничать со службами доставки. Конечно, это дополнительные деньги, но их можно вписать в счет клиента.
Персонал
Для открытия предприятия потребуется различный персонал. Рабочий коллектив будет состоять из:
- автомехаников;
- мотористов;
- шиномонтажников;
- кузовщиков;
- маляров;
- сварщиков;
- администратора для работы с клиентами;
- подсобных рабочих.
Услуги бухгалтера можно заказать по аутсорсингу в бухгалтерской конторе. Задачи маркетингового продвижения можно делегировать рекламным агентствам. Также нужно заказать охранные услуги в специализированной фирме.
Важно найти работников с высокой квалификацией; менее квалифицированные сотрудники должны делать ремонт под надзором более опытных коллег. К подбору персонала нужно отнестись очень серьезно.
Штат немаленький – состоит из 17 человек, возможно совмещение нескольких должностей одними специалистами. Фонд заработной платы составит около 500 тыс. руб.
Маркетинговый план и эффективные методы рекламы
Если СТО работает качественно, люди постепенно узнают об этом, и «сарафанное радио» сделает свое дело – клиенты сервиса будут рассказывать о месте своим знакомым, так и будет возникать своя клиентская база.
Однако на первом этапе для более активного привлечения новых людей, необходимо активно действовать в сфере маркетинга. Ниже кратко указаны несколько методов.
- Создание бренда со всеми атрибутами.
- Установка наружной рекламы, указателей на дорогах, в местах с высокой проходимостью, особенно недалеко от самого центра.
- Публикация объявлений в СМИ.
- Создание сайта и его продвижение в интернете, ведение группы социальных сетях, реклама на городских форумах.
- Партнерский маркетинг с автомагазинами, заведениями общепита и др.
Рентабельность и окупаемость бизнеса
Размер первоначальных затрат – 12,675 млн руб.
При расчете выручки будем исходить из средней по рынку динамики посещения СТО – 15-20 машин в день. Средний чек (без учета автомойки) составляет 3,5 тыс. руб. А также на мойке можно зарабатывать около 15 тыс. руб. в день (450 тыс. руб. в месяц).
Месячный оборот составит 2,025-2,55 млн руб.
Общий размер ежемесячных затрат 1,8 млн руб.
Чистая прибыль (в разработанном состоянии) – 225-750 тыс. руб.
При таком расчете автосервисный центр окупится за 1,5-4,5 года.
Таблица 2. Экономическое обоснование бизнес идеи.
Основные показатели | Значение |
Сумма первоначальных инвестиций | 12,075 млн руб. |
Ежемесячные расходы | 1,80 млн руб. |
Среднее количество клиентов в день | 15-20 авт. |
Месячный доход | 2,025-2,55 млн руб. |
Чистая прибыль в месяц | 225-750 тыс. руб. |
Срок окупаемости | 1,5-4,5 года |
Плюсы бизнеса
В условиях увеличения парка автомобильной техники идея открытия автосервиса представляется весьма перспективной. Несколько плюсов этого бизнеса:
- постоянный спрос на авторемонтные услуги (в широком смысле). За автомобилем нужно ухаживать, вовремя устранять неисправности. На российских дорогах машин, требующих ремонта, предостаточно;
- высокая наценка на услуги. Заработать можно даже с предоставления мелких услуг, а более серьезный ремонт часто обходится автовладельцам в круглую сумму;
- благодаря этому дело способно окупиться достаточно быстро;
- постоянные клиенты автосервиса – отличное «сарафанное радио» – они сами расскажут о качественном СТО своим знакомым, то есть внесут лепту в рекламу и продвижение.
Минусы и риски
Во-первых, квалифицированных работников найти непросто. Персонал, который занимается непосредственным ремонтом, должен хорошо разбираться в механике, эксплуатационных свойствах и рабочих процессах автомобилей. Любая ошибка во время ремонта приведет к проблемам для самого сервиса и его позиций на рынке, как минимум, или к более серьезной поломке, если не аварии.
Во-вторых, кроме того, чтобы найти путных работников, их еще нужно и удержать. Необходимо создать выгодные условия труда, в том числе обеспечить хорошей зарплатой. Все это дополнительные расходы, особенно, в начале работы.
В-третьих, высокая конкуренция. Чтобы привлечь клиентуру, придется приложить дополнительные усилия в рекламе и маркетинговом продвижении.
В-четвертых, сезонность. Сезон на услуги СТО открывается в начале осени и закрывается к середине весны. Летом спрос, хоть и остается, спадает до минимума.
Варианты развития бизнеса
Даже когда бизнес закрепится и начнет приносить постоянный доход, останавливаться на достигнутом не стоит.
Нужно следить за ситуацией на рынке и у конкурентов, анализировать их работу, цены, учитывать это при построении своей маркетинговой политики и предложения.
Продолжать работать возможно и без расширения бизнеса, но такой подход может привести к отрицательным последствиям в перспективе. Если не искать новых возможностей, их найдет и реализует кто-то другой, что может ослабить позиции автосервиса на рынке.
Несколько вариантов расширения:
- заняться торговлей, например, на территории СТО открыть небольшой магазин автозапчастей, смазочных материалов, спец. жидкостей и др.;
- открывать новые центры самостоятельно либо в партнерстве с другими СТО;
- предлагать услуги франчайзинга;
- расшириться до грузового автосервиса и др.
Фpaншизa aвтocepвиca
Для обладателей достаточного капитала можно пойти по более простому пути – взять за образец готовую бизнес-модель, открыв бизнес по франшизе.
Известные российские компании выступают в роли франчайзеров, и за установленную плату помогают начинающим предпринимателям в открытии автосервисов. Причем поддержка оказывается на всех этапах развития дела. Фактически предприниматель-франчайзи действует по разработанной специалистами пошаговой схеме и получает возможность работать под уже известным брендом. При наличии вопросов он может обратиться за поддержкой в службу поддержки франчайзера либо к личному куратору.
Схема привлекательная, но за нее нужно платить. Во-первых, внести единоразовый платеж, во-вторых, регулярно платить роялти (ежемесячные платежи), определенный процент от выручки. Естественно, при этом нужно иметь определенный объем стартовых инвестиций.
Услуги франчайзинга на российском рынке предлагают несколько компаний, выделим основные:
- «Белый сервис»;
- «Бош автосервис»;
- «Вилгуд»;
- «Ремик»
- Fit Service;
- KIA.
Подытоживая статью, можно сказать: чтобы ускорить окупаемость, нужна активная реклама. Чем быстрее люди узнают и оценят новый сервис, станут его постоянными клиентами, тем быстрее бизнес выйдет на ноль. Потому предпринимателю рекомендуется заранее увеличить суммы, которые будут направлены на маркетинг.
Приведенный в статье готовый бизнес план автосервиса доступен для бесплатного скачивания.
Наши сограждане боятся заниматься малым бизнесом и правильно делают. Потерять все, что имеешь, включая квартиру и машину, — раз плюнуть. И тем не менее количество мелких неофициальных автосервисов в последние годы только росло. Корреспондент Drom.ru отправился в глубины гаражных кооперативов и городских промзон, чтобы выяснить, как живет там «свое дело», во сколько обходится на старте и сколько приносит в итоге.
… Неприметное здание рядом с гаражами, но в хорошем, проходном месте: недалеко оживленная улица. Подобные СТО выглядят похоже в любой точке России. Мы для примера выбрали автосервис не в Москве, не в Питере и не во Владивостоке, а в… Саратове. В этой «среднестатистической» провинции все минусы и плюсы российского бизнеса выглядят довольно выпукло и ярко. Конечно, клиенты тут победнее, чем в столице — это сказывается на заработке. Зато для начинающего предпринимателя порог входа на рынок гораздо ниже: дешевле аренда, легче найти помещение, дешевле рабочая сила. При этом в городе есть дилерские центры всех основных марок, успевшие за последние годы наполнить улицы достаточным количеством автомобилей. Те машины, которые к настоящему моменту сошли с гарантии, сплошным потоком хлынули в «серые» СТО.
«Если я разберусь во внутренней экономике маленького автосервиса, то, может, и мне суждено однажды открыть именно такое дело», — думаю я, подходя к двери станции. Давно ведь пора сменить Focus на Alfa Romeo 4C. В конце концов, не боги же горшки обжигают… Чего бояться? И так рассуждают все, кто еще не стал предпринимателем, но очень хочет.
Захожу внутрь, тут пара подъемников, стенд балансировки колес, пара верстаков и диван, на котором лежат автомобильные журналы — это импровизированная клиентская зона, не отделенная от ремзоны. Скромненько, зато персонал опрятен и вежлив, оборудование явно недешевое. И клиенты самых разных марок это ценят. На одном подъемнике — «Крузер», на другом — Mini. В очереди Astra.
Владелец — мужчина средних лет, прежде немало отработавший слесарем, в начале «нулевых» пустился во все тяжкие российского малого бизнеса. У кого-то эти попытки ограничиваются одним гаражным боксом, а у другого дело идет в гору и маленькая станция постепенно обзаводится оборудованием не хуже чем у официальных дилеров. И уже через несколько лет бывший слесарь сможет сменить старую Приору на новый Mercedes. А потом можно и вовсе отойти от дел, передоверив всю основную работу управляющему. Как это удается? Давайте разбираться. Тут мне обещали рассказать всю правду. На условиях полной анонимности, разумеется.
Как это работает?
Гайковерты стрекочут, компрессор гудит — это звук денег, которые скрываются в недрах кассы или утекают через терминал приема банковских карт. В среднем каждый клиент приносит 1600 рублей чистой прибыли. Клиенты разъехались и наступает тишина. И это тоже звук денег, только для владельца он зловещий. Аренда сама себя не оплатит, и сотрудникам все равно придется выдать зарплату. Чтобы протекающие через твои руки деньги прилипали к рукам, надо выбрать оптимальную бизнес-модель.
Минимальный персонал такой станции — два слесаря, электрик и управляющий. В день через них проходит около десяти автомобилей при графике работы с 9:00 до 18:00 с понедельника по субботу (суббота — сокращенный день). Если поставить стенд развал-схождения и нанять еще одного сотрудника для работы на нем, то число клиентов в день увеличивается вдвое. Это показал опыт второй станции, которую открыл тот же хозяин.
Конечно, жалко терять клиентов, которым удобнее обслуживаться вечерами или в воскресенье, но для того, чтобы захватить и эти периоды работы, надо, по сути, вдвое увеличить численность персонала и вводить посменный график. Пока это решение не кажется владельцу выгодным.
Помимо работ станция зарабатывает на продаже запчастей. Разумеется, держать на складе детали для всех возможных марок нереально. Управляющий принял решение поддерживать в наличии определенное число деталей для Тойоты и Лексуса, но фактически станция обслуживает все существующие марки. Здесь примут любую машину не старше 2000 года.
Стенд компьютерной диагностики это позволяет: его программа знакома, как с Ладами, так и Ягуарами. У управляющего на компьютере специальная программа, которая в зависимости от модели и вида работ корректно высчитывает нормо-часы, которые должен оплатить клиент. В общем, все по-взрослому.
Сервис — даже такой маленький — постоянно ищет способы достучаться до новых клиентов. Через рекламу на радио можно объявить о бесплатной диагностике или о том или ином новом виде услуг (скажем, оклейка бамперов защитными пленками). Это работает. Еще можно участвовать в тендерах на обслуживание транспорта тех или иных муниципальных организаций. И вот вырисовывается вполне привлекательная картина.
Общие расходы за месяц — 1,1 млн рублей. В эту сумму входит закупка запчастей и материалов, аренда, оплата труда, «коммуналка», вывоз мусора и отходов, а также налоги и экологические сборы.
Выручка за месяц — 1,5 млн рублей. Такой денежный поток генерируют четверо сотрудников и склад запчастей. Но в удачные периоды она может доходить до трех млн руб.
Средняя чистая прибыль владельца за месяц — 400 000 рублей.
Тут у любого нормального скептика возникают самые актуальные для нашей бизнес-среды вопросы. Может ли подобный бизнес существовать без «оптимизации» налогообложения? Есть ли шансы побеждать на тендерах, не завязывая «неуставные» взаимоотношения с организаторами? Надо как-то заинтересовать пожарные и прочие проверяющие органы, чтобы удавка не сжималась на твоем горле? Да мало ли риторических вопросов вызывает та среда, в которой вынужден существовать российский бизнес.
Сколько зарабатывают сотрудники сервиса?
Один из распространенных вариантов расчета заработной платы — 50% от стоимости выполненных работ + фиксированная ставка в районе 20 000 руб. Правда, во многих подобных станциях сотруднику приходится за свои деньги покупать рабочую одежду и некоторые другие мелочи. В рассматриваемом нами сервисе эти расходы владелец берет на себя, но делится с мастером лишь 40% чистой выручки от выполненной им работы.
Как выглядит типичный день работы автосервиса?
Жизнь станции делится на периоды «до полудня» и «после». Управляющий старается принять больше клиентов на осмотр или компьютерную диагностику в первой половине дня. Так можно эффективно спланировать загрузку после обеда.
Когда у сервиса «жирные» времена, а когда простои?
Весной и осенью поток клиентов примерно одинаков, на январь и февраль приходится сильный спад, а на лето — большой подъем.
СТО как стартап
«А в целом-то картина выглядит очень неплохо», — думаю я, выезжая за ворота станции. Переключаю радио на средиземноморский лаундж, и заснеженные саратовские улицы начинают вдохновлять на предпринимательские подвиги. Вот если я найду рукастых единомышленников и деньги, то желанная Alfa Romeo 4C станет моей всего через 7,5 месяцев после того как бизнес заработает в полную силу и отобьет инвестиции. Кстати, а сколько надо вложить?
Чтобы заработать на спорткар, надо сначала потратить сумму, сравнимую с его стоимостью. Это для меня не стало сюрпризом.
Аренда помещения площадью 250 кв.м. обойдется в провинции примерно в 100 000 руб. в месяц. Пару подъемников можно купить за 300 000 — 400 000 рублей, компрессор за 60 000, стенд развал-схождения за 600 000 руб. Если прибавить к этому такое оборудование, как пресс, маслоприемник, электроинструмент, тиски и тому подобное, то общие расходы на основное оборудование выльются в 1,5 млн рублей. Еще необходим мелкий инструмент (200-300 тыс. руб.), запас расходников для ремонта (около 100 000 руб.) и множество других мелочей.
Требуемые инвестиции — от 2,5 млн рублей до бесконечности.
Можно первое время сэкономить на стенде развал-схождения, но остальные траты неизбежны. А еще надо понимать, что в течение непредсказуемого срока расходы на аренду, оплату труда, налоги, какую-никакую рекламу и прочее будут превышать доходы, так что вложения могут вырасти на непредсказуемую сумму.
Фактор страха
Когда видишь перед собой такой очевидно выгодный проект, то сразу хочется покинуть надоевший офис, заложить квартиру и влиться в ряды успешных предпринимателей. Только это опасное желание. Очень опасное.
Во-первых, бизнес неминуемо прогорит, если помещение располагается в неудачном месте, а это не всегда очевидно заранее. А «хлебные» места, разумеется, давно расхватали. Новых подходящих помещений никто не строит.
Во-вторых, все деньги будут потрачены впустую, если клиенты будут не очень довольны качеством услуг и число лояльных клиентов, рекомендующих этот сервис другим, будет невелико. А ведь станция с непорядочным, криворуким и бестолковым персоналом — это правило, а не исключение. Это знает каждый автомобилист. И нет никаких причин думать, что именно у вас получится организовать работу по-другому.
В-третьих, в силу сложившейся экономической ситуации все импортное оборудование, запчасти и расходники будут резко дорожать, увеличивая ваши издержки. А реальные доходы клиентов будут падать, и они будут гораздо менее охотно расставаться с деньгами.
В-четвертых, к 2015 году наше государство приготовило малому бизнесу «приятный» сюрприз — новые муниципальные сборы. Уже летом они начнут действовать в Москве, а с 2016 года ожидаются и в других регионах. Причем их размеры пока не ясны. Какие еще изменения правил игры на рынке нас ждут в условиях кризиса — одному Богу известно.
В-пятых, если вы не единственный владелец вашей компании, а поделили доли с инвестором или сотрудниками, то конфликт практически неизбежен как при успехе бизнеса, так и при провале.
В-шестых, не будем забывать о конкурентах. Вы переманили сотрудников из другого сервиса (а опытный персонал из воздуха не берется), а значит нажили себе врагов, которые могут воздействовать на вас довольно широким набором инструментов. Как минимум натравить на вас УБЭП, а как максимум прибегнуть к давно проверенным в 90-ые методам.
Не говоря уже о том, что каждый мечтающий о «своем деле» склонен переоценивать свои управленческие таланты, умение считать деньги и строить прогнозы.
Однако те, кто в свое время не побоялся и провел свой бизнес мимо всех этих подводных камней, сейчас чувствует себя очень неплохо. В настоящее время автосервис — высокоприбыльный бизнес. Возможно, не надолго.