Бизнес идеи из бумаги
Волгоградская мастерская Mato Paper изготавливает эффектные полигональные фигуры для свадеб и фестивалей, декорирует торговые центры и открывает филиалы за пределами Волгограда. Мы поговорили с создательницей мастерской о том, как увлечение картонным декором превратилось в бизнес.
текст:
Альбина Золочевская
первые заказы на создание декора из бумаги и картона
паушальный взнос за франшизу
количество сотрудников мастерской
Волгоград — Москва — Волгоград
Александра Матохина сначала училась в волгоградском пединституте, а на последнем курсе переехала в Москву и закончила МГУКИ по специальности «Графический дизайнер». Ей всегда нравилось работать руками, поэтому она с удовольствием посещала дисциплины «Бумажная пластика» и «Пластическое моделирование из бумаги». В 2012 году после окончания университета Александра полгода проработала в московской мастерской «Сделано в Картонии», которая специализировалась на создании декораций из картона и бумаги. После она вернулась в Волгоград и не собиралась заниматься декоративными фигурами. Однако друзья узнали о её необычном умении и стали обращаться к Александре с заказами.
Александра Матохина
основательница мастерской Mato Paper
— У меня никогда не было идеи создавать какую-то конкретную мастерскую. Просто делала то, что мне нравится. А потом заработало сарафанное радио, что есть я, которая умеет делать из картона и бумаги разные вещи.
После первых 5 – 7 заказов, Александра начала участвовать в хендмейд маркетах, тогда и появилось название Mato Paper. Примерно в это время Александра решила переехать в отдельную мастерскую, потому что не могла больше работать на домашней кухне: материалы просто не помещались в квартире. Первая помощница в Mato Paper появилась только через год, до этого все заказы Александра выполняла самостоятельно.
Как рассказывает Матохина, только через полтора года она решилась на официальную регистрацию бизнеса, а еще спустя год начала воспринимать его всерьез. Никаких кредитов она не брала и на развитие студии тратила только собственное время и силы.
Картонный олень высотой в метр
Обычно клиент приходит с готовой идеей или хотя бы с образным представлением, что именно ему нужно. Впрочем, случается, что заказчики не знают, чего именно хотят. В таком случае в мастерской предлагают разные варианты: показывают мудборд и фото, объясняют на словах, что примерно получится.
Чтобы сделать полигонального оленя высотой в метр одному мастеру нужно работать два дня, из них несколько часов уходит на макет. Обычно эскиз будущей фигуры создают в графическом редакторе, в отдельных случаях используют 3D-моделирование.
Александра Матохина
основательница мастерской Mato Paper
— Чаще всего мы рисуем в фотошопе и уже на глаз переносим изображение на плоскость. После вырезаем детали, склеиваем, декорируем, придаем цвет деталям из гофрокартона или заклеиваем самоклеющейся пленкой Oracal.
В мастерской подчеркивают, что работают с эко-материалами. Их минус в том, что они недолговечны, однако изделие может прослужить больше года, если его держать подальше от влаги.
Экономика проекта и подбор сотрудников
Сейчас в проекте работает семь человек. Основной состав — 5-6 сотрудников, также в Mato Paper есть несколько помощниц, которых привлекают во время работы над крупными проектами. Бывает, что над самыми большими заказами работает команда из 13 человек.
Александра Матохина
основательница мастерской Mato Paper
— У нас бывают тухлые месяцы, например, в январе очень мало заказов. Тогда работает всего пара человек. Но во время большого количества заказов у нас заняты все 13 сотрудников с утра до вечера, даже ночуют здесь.
Мастеров в студию ищут в первую очередь среди студентов-архитекторов или студентов-дизайнеров, у которых уже есть опыт работы с бумагой: от них требуются хорошие навыки склейки сложных фигур. Как говорит основательница Mato Paper, работать в мастерской пробовали многие, но справиться смогли далеко не все.
Оплата происходит попроектно. От полной стоимости заказа 30% уходит на зарплату мастеров, еще 30% — на покупку материалов. Из оставшихся 40% оплачивают аренду мастерской и налоги, а всё, что остается после, — чистая прибыль Mato Paper. В среднем в месяц она составляет около 130 тысяч рублей. Как говорит Александра, в последнее время она выросла, так как вырос минимальный чек: раньше он был 5000 рублей, сейчас — 7000.
Как рассказывает Александра, она не ставит перед собой финансовые цели, объясняя это тем, что зарабатывать намного больше и проще можно и в других сферах.
Стенд Чукотки, торговые центры и BDSM-отель
Клиенты мастерской, в основном, крупные компании: «Сады Придонья», «Билайн», «Мегафон», фестиваль «ВКонтакте», а также торговые центры. Самый крупный на данный момент заказ Mato Paper стоил миллион рублей, однако подробностей проекта Александра не раскрывает. Второй после него по масштабу — выставочный стенд для региона Чукотка, который мастера сделали в декабре прошлого года.
Александра Матохина
основательница мастерской Mato Paper
— Это выставка всероссийского уровня, где представлены все регионы Дальнего Востока. Это максималка в области дизайна, ведь там делаешь не витрину на сезон, а создаешь лицо региона для всей страны. А вышли на нас по телефону. «Александра, я вас 3 года назад видела по телевизору, и всё это время не могла найти, срочно нужна встреча», — сказал мне голос, который позвонил с незнакомого номера.
Среди самых необычных заказов Матохина вспоминает столичного клиента, который хотел заказать полигональную фигуру в BDSM-отель: «Он хотел заказать женщину с какими-то атрибутами. За такое мы возьмемся — это прикольно».
Мастер-классы как cпособ продвижения
В первые годы работы Mato Paper часто проводили обучающие мастер-классы для детей и взрослых, где учили всех желающих создавать цветы и животных из картона. Они хорошо способствовали продвижению мастерской, но почти не приносили прибыли, а напротив, требовали дополнительных затрат. Александра приглашала фотографов, накрывала сладкий стол и дарила подарки участникам. Некоторые посетители тех мастер-классов даже завели собственные бизнес-аккаунты, и теперь делают картонные фигуры на заказ.
Сейчас мастер-классы практически не проводят: студия очень загружена и к тому же изменила подход к продвижению. Теперь в соцсетях Mato Paper анонсируют в основном крупные проекты, чтобы не ассоциироваться лишь с зайцами из картона.
Однако на сайте мастерской доступны два платных видео-урока — это ответ на многочисленные запросы в Инстаграме, где Александру спрашивали, как сделать полигональные фигуры самостоятельно. Каждый из уроков стоит 5000 рублей, есть версия на английском языке.
Франшиза и филиалы в двух столицах
В ноябре Александра Матохина анонсировала продажу франшизы Mato Paper. Очень скоро ей поступило более 300 просьб прислать условия. На сегодняшний день франшизу купили в Ростове-на-Дону, мастерская открылась в середине января. Уже намечены переговоры с Саратовом, на подходе Астрахань, Белгород и Нижний Новгород.
Александра Матохина
основательница мастерской Mato Paper
— Условия отбора просты: это должен быть кто-то адекватный и молодой, тот, кто в теме, кто понимает, чем мы занимаемся. Когда я начинаю по телефону рассказывать все нюансы, человек сразу понимает: потянет он или нет. Паушальный взнос при покупке франшизы — 300 тысяч рублей. Плюс первоначальный взнос 105 тысяч, в него входят аренда, два стола, стеллажи, принтер и компьютер.
Перед открытием франшизы в Волгоград должна приехать команда, которая будет работать в будущей мастерской, чтобы пройти четырёхдневное обучение. Также франчайзи получают доступ к базе, где собраны все проекты Mato Paper, документы, примеры эскизов и афиши для мастер-классов. В дальнейшем там появятся и видео. Поставщиков материалов франчайзи находят самостоятельно.
Александра Матохина
основательница мастерской Mato Paper
— Определенно, во франшизе есть преимущества. Мы постоянно получали заказы из других городов, и мне каждый раз было больно отказывать из-за сложностей с транспортировкой.
Каждую работу, сделанную по франшизе, нужно фотографировать и присылать Александре на контроль. Кроме того, она планирует ездить в студии в других городах и следить за их работой на месте. Для франчайзи у Mato Paper также есть чек-лист, где прописаны оптимальные размеры и требования к мастерской. Минимум 20 м², белые стены, желательно, серая однотонная плитка. Помещение должно располагаться на первом или втором этаже и иметь удобный выход — иначе крупные фигуры просто нельзя будет вынести из здания.
Кроме франшизы, у Mato Paper работает филиал в Санкт-Петербурге. Он появился спонтанно: в 2017 году помощница Матохиной Виктория Абросимова переехала к своему молодому человеку и предложила открыть студию на новом месте. Основное отличие между волгоградской мастерской и петербургским филиалом кроется в стилистических особенностях фигур: Виктория — архитектор, и ее работы более монолитные. Но это сложно заметить обычному человеку, считает Александра.
Mato Paper осознанно не продает франшизу в столицу, потому что планирует открыть в Москве еще один филиал. Вскоре туда переезжает сотрудница мастерской Вероника, и чтобы помочь освоиться и стабилизировать работу, Александра поедет вместе с ней.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Ольга Чикризова
поговорила с основательницей бизнеса
Александра Матохина открыла в Волгограде мастерскую по созданию фигур из бумаги и картона и зарабатывает на этом до 160 тысяч рублей в месяц.
Расскажем, как появился этот бизнес.
Как появилась идея
В 2012 году Александра вместе с родителями переехала из Волгограда в Москву. Она перевелась в местный институт, продолжила учиться на графического дизайнера и начала искать работу. Несмотря на наличие портфолио и большое число собеседований, девушку никуда не приглашали.
От отчаяния она устроилась в копицентр у метро, но через несколько дней увидела объявление — искали сотрудников в мастерскую по изготовлению декораций из картона. Александра пришла туда администратором, а потом ей стали доверять и выполнение заказов. В мастерской наша героиня проработала полгода — пока не уехала обратно в Волгоград к будущему мужу.
Как вести бизнес по закону
Подпишитесь на нашу рассылку для предпринимателей, чтобы быть в курсе
Дома Александра занялась графическим дизайном на фрилансе. Параллельно друзья и знакомые, зная о ее опыте с картоном и бумагой, стали просить сделать что-то для них. Так в свободное время девушка мастерила на кухне большие ножницы на стену для салона красоты, маски для афиш или подвешенную к потолку елку для магазина. После публикации в газете к ней пришли еще несколько заказов — оформить витрины или сделать несколько фигур и объектов из картона. В месяц получалось выполнять 2—3 заказа и заработать около 10 тысяч рублей.
В таком режиме Александра проработала год.
Тогда же появилось и название проекта «Мато Пейпе» — девушка объединила свою фамилию и любовь к бумаге.
Открытие мастерской и первые заказы
Первое помещение Александра сняла в 2013 году вместе с подругой в креативном пространстве «Икра». На тот момент это было единственное яркое и современное место в Волгограде, объединяющее креативные студии и мастерские. Комната была всего на 10 м2, но с хорошим базовым ремонтом. Подруга занималась дизайном одежды, а Александра — фигурами из картона. Арендную плату делили поровну — выходило по 5 тысяч рублей в месяц.
На 6 тысяч рублей наша героиня купила стеллаж, стол, стул и чайник. Инструменты и большая часть материалов у Александры остались с «кухонных» времен. Ограничилась тем, что докупила бумаги еще на 5 тысяч. Компьютер у нее был, а печатать ходила в типографию.
Поначалу приходили клиенты, которые просили сделать коробку для подарка или полку в офис. В первые месяцы девушка зарабатывала около 15 тысяч рублей. Пару раз выйти в плюс не получалось вовсе.
Постепенно за услугами стали обращаться крупные компании — операторы мобильной связи, заводы и местные сетевые магазины. Чтобы принимать заказы от юридических лиц, в 2014 году Александра открыла ИП.
В это же время завела аккаунт в Инстаграме. На сайт не потратила ни копейки: девушка увидела, что команда конструкторов сайтов «Вигбо» проводит конкурс — нужно было рассказать историю про свой бизнес. Александра написала им и выиграла создание сайта.
Расходы на запуск мастерской в 2014 году — 14 800 рублей
Мода на картонные головы и другие мастер-классы
В 2015 году началась мода на картонные головы лосей или оленей. Их делали из гофрокартона, вставляя одну деталь в другую, а затем вешали на стену как охотничий трофей. Александра решила не только продавать фигуры, но и проводить мастер-классы, чтобы люди могли создавать их сами.
Взрослые мастер-классы проводила два раза в месяц. Чаще всего учила делать большие цветы из бумаги, буквы и полигональные (то есть многоугольные) фигуры зайчиков и сердец. Например, на создание фигуры бумажного зайца у предпринимательницы уходило два часа. Посетителям мастер-класса на это же требовалось пять часов. На один мастер-класс собиралось 8—10 человек. Занятие на человека стоило 1500 рублей, включая материалы.
Детские мастер-классы, рассчитанные на слушателей от четырех лет, Александра старалась проводить каждые выходные. Темы выбирала или из самых популярных, или сезонных: маски, животные, снежинки.
Позже, когда в «Мато Пейпе» появились другие мастера, стали проводить мастер-класс «Город». Ведущий приносил единую площадку, дети делали разные домики, а потом соединяли их — получался городок. Занятие на человека стоило 500 рублей.
Мастер-классы хорошо продвигали «Мато Пейпе», но почти не приносили прибыли и требовали много времени на подготовку. Сейчас их проводят раз в три месяца — мастерская забита проектами. Александра отдает предпочтение детским выездным мастер-классам, так никто не нарушает рабочую рутину мастерской, а организацию пространства берет на себя приглашающая сторона. Из-за переездов и транспортировки такие мастер-классы стоят дороже, чем обычно, — 700 рублей за одного ребенка.
Креативное пространство «Икра» — это творческий кластер, где основатели дизайнерских, фото- и видеостудий заходят друг к другу в гости. Постепенно наша героиня начала получать заказы и предложения о сотрудничестве от коллег из «Икры». Чаще всего принимала участие в фотопроектах и съемках клипов: делала маски для актеров или декорации. Еще украшала офисы компаний на Новый год.
В это время ежемесячная прибыль мастерской варьировалась от 20 до 40 тысяч рублей.
Сотрудники
В том же 2015 году в «Мато Пейпе» обратились с заказом к 9 Мая. ТЦ «Ворошиловский» просил сделать военную технику почти в натуральную величину: танки, самолеты и пушки. Александра поняла, что одна не справится, и нашла себе первую помощницу. С ростом числа заказов предпринимательница наняла в мастерскую еще пару девушек.
Сейчас в «Мато Пейпе» на постоянной основе работают 5 человек. На крупные заказы наша героиня привлекает дополнительные руки — до 13 человек. Как правило, такое случается в предновогодние месяцы.
Зарплата мастера может варьироваться от 15 до 35 тысяч рублей в месяц — в зависимости от количества проектов, навыков человека и скорости выполнения заказа.
Новых мастеров Александра старается искать среди студентов-архитекторов и дизайнеров. При приеме на работу проводит небольшое тестовое задание, показывающее навыки склейки фигур. Бывает, что люди приходят с большим энтузиазмом, но делают маленькое сердечко по 8 часов, и в итоге изделие выходит совсем кривым. В таких случаях сразу понятно, что человек не сможет работать в мастерской.
В процессе создания больших матрешекА так делаются картонные домики для детских мастер-классов и мероприятий в ТЦ
Как создаются фигуры
Для создания полигональных фигур и других декораций из картона и бумаги нужно освоить «Фотошоп» и программу для 3Д-моделирования. В «Мато Пейпе» используют «3Д-Макс». Там создается модель предстоящего объекта и развертка — плоская заготовка, из которой затем делают объемную фигуру. Развертку печатают на плотной дизайнерской бумаге нужного цвета, вырезают канцелярским ножом и склеивают детали между собой.
При работе с гофрокартоном модель отрисовывают в «Фотошопе», а затем на глаз переносят изображение на плоскость. Дальше остается только вырезать его и задекорировать — покрасить картон в нужный цвет или заклеить самоклеящейся пленкой.
Первые годы Александра вырезала все своими руками. В 2017 году нашла производство с лазерным станком и начала заказывать там некоторые детали. 1 метр стоил 15 рублей, поэтому на каждый проект тратили по-разному: за один могли отдать 500 рублей, а за другой — 20 тысяч. Большие объекты все равно нужно было вырезать руками, но на маленьких и средних получилось сэкономить время и силы. Весной 2019 предпринимательница купила собственный лазерный станок за 150 тысяч рублей.
Для декораций используют два вида материалов: дизайнерскую бумагу и гофрокартон. Выбор материала зависит от задачи, сложности и предпочтений клиента. Бумага обычно подходит для изделий до 100—150 см, гофрокартон — для больших объектов: замков, лабиринтов, домов.
Дизайнерская бумага в среднем стоит от 30 до 250 рублей за лист. Цена зависит от наличия сложной текстуры или эффекта.
Гофрокартон обычно продают для грузовых перевозок — как укрывной и прокладочный материал. 150 листов стоят от 5 тысяч рублей — цена зависит от плотности, марки и поставщика. Александра перекупает гофрокартон у ребят, которые делают коробки.
В месяц материал может расходоваться по-разному — в зависимости от количества и сложности заказов. Например, на большой картонный городок могут уйти все 150—200 листов гофрокартона. А случаются месяцы, когда чаще используется бумага. В среднем мастерская тратит на материалы 100 тысяч рублей в месяц.
В работе часто используют специальный непрорезаемый мат для резки и шило для биговки — нанесения линий сгиба (например, жилки на бумажных листиках)
Клиенты, заказы и продвижение
В основном клиенты «Мато Пейпе» — крупные компании: производители сока, банки, заводы, операторы сотовой связи и торговые центры. Заказы от частных лиц поступают все реже. Это связано с минимальной суммой заказа — постепенно она повышалась и сейчас составляет 5 тысяч рублей, а в горячие, предновогодние месяцы — 7 тысяч.
Стоимость изделия рассчитывается исходя из размера и сложности объекта. Небольшая голова единорога или медведя делается мастером за три-четыре часа. Стоить такая работа будет 2—3 тысячи рублей. Сложная фигура в рост вроде оленя высотой в 180 см будет готова через три дня. Полтора дня уйдет на то, чтобы смоделировать фигуру и вырезать все детали и полтора дня — на склейку. Олень будет стоить в два раза дороже.
Помимо размера учитывается степень детализации. Так, когда клиент просит сделать трактор из картона, ему отвечают, что он может стоить от 20 до 100 тысяч рублей. Если нужны все болтики и винтики, как у настоящего трактора, придется заплатить больше.
Самый дешевый заказ мастерская получила в 2014 году: нужно было сделать гирлянды из сердечек. Тогда Александра заработала 700 рублей. Самый дорогой заказ был в декабре 2018 года и принес почти 1 миллион, но наложил обязательство о неразглашении подробностей. В среднем в месяц у мастерской бывает 8—15 проектов.
Одним из самых сложных заказов оказался двухметровый шар. Его нужно было собирать на месте за ночь. Это был 2016 год, опыта было мало, поэтому не смогли точно рассчитать силы и провалили проект. Просто не успели собрать вовремя.
Заказчики находят «Мато Пейпе» через знакомых или конкурентов, сайт, соцсети и благодаря таргетинговой рекламе в Инстаграме. В месяц на продвижение уходит 5 тысяч рублей.
Франшиза
В 2017 предпринимательнице начали звонить с вопросами о франшизе. Первые полгода она не рассматривала этот вариант. Александра не понимала, как обучить людей тому, чему она и ее команда учились годами. Но, поразмыслив и составив программу, Александра все-таки запустила франшизу в конце 2018 года.
Первым городом стал Ростов-на-Дону. За ним последовали Саратов и Белгород. Паушальный взнос составляет 300 тысяч рублей. По подсчетам Александры, еще около 100 тысяч придется потратить на саму мастерскую: аренду, мебель и технику, материалы. Ежемесячная сумма роялти — 8 тысяч рублей. Окупаемость составляет 3—4 месяца.
Франшизу покупают люди, которые уже немного умеют работать с бумагой, — им просто нужна поддержка в ведении бизнеса и сила бренда. Такая мастерская открылась в Саратове. Другая категория — молодые предприниматели, не имеющие отношения к дизайну и архитектуре. В этом случае важно найти хорошую команду, которая уже умеет резать и клеить.
Помимо мастеров франчайзи придется поискать подходящее для аренды помещение. Оно должно быть не меньше 20 м2, со светлыми стенами и кафельным полом. Мебель должна быть деревянной, с черными металлическими балками. Такие требования обоснованы общей стилистикой «Мато Пейпе» и практичностью. Например, кафель предпочтителен, чтобы не испортить пол при резке больших фигур.
Франчайзи обязательно проходят четырехдневное обучение в Волгограде. За это время невозможно обучить с нуля, поэтому нужно приехать уже немного подготовленным. Те, кто хотят делать все своими руками, должны уметь работать с бумагой и знать основы 3Д-моделирования в «Фотошопе» или «Иллюстраторе». Предприниматели, которые не собираются клеить самостоятельно, должны к этому моменту найти будущих сотрудников и привезти с собой. Им покажут, как работать с бумагой, а директорам расскажут о специфике бизнеса в этой сфере.
Третий день обучения команды из Ростова-на-ДонуКоманда из Белгорода завершила обучение и готова возвращаться в родной город. Все, что стоит на столе, — результат четырехдневных стараний
Сложности
Работа с бумагой и картоном требует усидчивости и аккуратности — при этом все нужно делать быстро и четко. Бывает, что мастера сидят над проектом с утра до вечера. Несколько раз были случаи, когда приходилось ночевать в мастерской. Также придется работать ночью, если заказывают витрину для магазина или зону в ТЦ — монтаж проводят, когда нет посетителей.
Некоторые проекты заказчики могут забрать сами, но большинство требует установки и личного присутствия мастеров на точке. Здесь и начинаются главные сложности, когда сдают нервы. Огромные фигуры выше человеческого роста очень проблемно выносить из здания — при погрузке что-нибудь обязательно не поместится в газели или сломается по дороге. В таких случаях приходится переделывать всё на месте.
Например, в июле 2019 года везли большие кристаллы из бумаги в ТЦ «Акварель». В Волгограде стояла жара за 30 градусов — кристаллы расклеились, и девушкам на монтаже пришлось склеивать детали заново. На новую склейку ушло 3 часа. При следующем большом заказе Александре пришлось искать вместо привычной газели машину с холодильником и везти объекты в ней.
Иногда приходится переносить тяжелые материалы. Здесь главные враги — лестничные пролеты, лифты и удаленность от парковки. Александре привозят гофрокартон по 100—150 листов — весит он около 60 кг. Грузовая газель должна иметь возможность легко подъехать к выходу, чтобы было легче разгружать и переносить материал в мастерскую. Такие вещи сложно спрогнозировать сразу, поэтому мастерской пришлось несколько раз переезжать — в том числе и из-за мучительных транспортировок материалов и объектов.
Чтобы вынести на улицу такие цифры и буквы, понадобилось три девушки. Одна передавала объекты через окно второго этажа, две другие ловилиЕще одна сложность в том, что всему приходилось учиться самостоятельно, на ошибках. Эту голову Будды заказывали в кафе летом 2016 года. Чтобы лицо имело округлые черты, решили использовать папье-маше поверх полигональной заготовки из картона. Но для мастеров техника оказалась новой и непростой. Было несколько переделок, потому что картон размокал и проваливался, а конусы не хотели клеиться на краску
Результаты и планы
Сейчас средняя ежемесячная прибыль «Мато Пейпе» — 100—160 тысяч рублей. Этого хватает и на вложения в мастерскую, и на жизнь в Волгограде.
В бизнесе есть своя сезонность: с октября по декабрь — горячие месяцы, а в январе и начале февраля доход может снизиться в два раза.
В мае Александра открыла филиал «Мато Пейпе» в Москве. Раньше ей приходилось по несколько раз в месяц ездить в столицу для единичных проектов. Теперь там есть самостоятельная мастерская. Пока руководит ей сама Александра, разрываясь на два города. В дальнейшем предпринимательница надеется поручить руководство помощнице из Волгограда, которая планирует переезд.
Сейчас франчайзи «Мато Пейпе» работают в шести городах, а к концу года должны открыть мастерские еще в двух. Кроме того, Александра хочет расширять магазин и планирует выпустить новые наборы для самостоятельной сборки фигур.
Прибыль в июле 2019 года — 160 тысяч рублей
Операционные расходы в июле 2019 года — 361 230 Р
Мы ищем людей, которые открыли свой бизнес. Проект должен работать официально и приносить прибыль. Если вы хотите рассказать свою историю — заполняйте анкету.