Бизнес идеи для студии
Сегодня фотографии — это неотъемлемая часть нашей жизни. Буквально каждое событие, которое происходит с нами, мы хотим запечатлеть с помощью фото. И мало того, что сейчас почти любой человек «наделён» камерой в своём смартфоне, большинству из нас хочется качественных и красивых фотографий, сделанных профессиональным фотографом в студии. Поэтому неудивительно, что в настоящее время открытие фотостудии является перспективной бизнес-идеей.
Однако такими, какими мы знаем фотостудии сегодня, они стали не сразу. Сейчас, как правило, желающим сфотографироваться предлагают несколько интерьеров для съёмки на выбор. Каждая студия предлагает что-то своё. Поэтому исходя из своей идеи для фотосессии, клиент отдаёт предпочтение той или иной фотостудии, у которой есть необходимые декорации.
Буквально около 10 лет назад под фотостудией понималось элементарное помещение с выставленным светом и однотонным бумажным или тканевым фоном. Если фонов было больше, чем три — студия уже метила в «профессиональную лигу». Помещения с интерьером или с декорациями могли себе позволить только журналы, магазины одежды или «киношники».
В настоящее же время мало кого устроит фотоссесия на стуле посередине белого фона с какой-нибудь шляпой на голове, которую дежурно выдали в студии «для красоты». Сегодня мы привыкли к совсем другому уровню.
Если говорить об особенностях фотостудий сегодняшнего дня, то также не стоит путать фотостудию с фотосалоном. В последнем делают фото на документы и печатают фотографии на различных плоскостях: от бумаги до футболок. Подобными вещами студия обычно не занимается.
Помимо вышеперечисленных нюансов, вам нужно будет учесть ещё один. Вы должны определить для себя: какие именно услуги вы предоставляете?
Вы сдаёте студию в аренду фотографам, или у вас есть в штате свой фотограф, и вы предоставляете населению именно фотоуслуги?
Разница принципиально важная, потому что вам нужно отвечать за качество ваших услуг. Одно дело, если фотографу не понравится обстановка или оборудование, другое — если конечному потребителю не нравятся сделанные фотографии.
Сегодня наиболее развит формат фотостудий, предоставляющих фотоуслуги. Студии, которые сдают в аренду помещение, только начинают появляться. Специфика последних в том, что они ориентированы на большие помещения, дорогое оборудование и подходят больше для коммерческих съёмок. В таких фотостудиях есть циклорамы, различные световые варианты и даже возможность отстроить специальные декорации. Конечно, при желании каждый может арендовать зону и устроить фотосессию в такой студии, всё зависит от задумки клиента и его финансовых возможностей.
Первый шаг
Прежде, чем открывать фотостудию в том или ином городе, вам стоит проанализировать рынок. Сколько уже есть работающих студий? Какие именно услуги они предлагают? Где располагаются? Сколько стоит один час съемки и т.д.
Получив полную картину рынка фотостудий в выбранном городе — вы сможете более обдуманно и выгодно строить свою бизнес-стратегию. Возможно вы вовсе решите «не заходить» в этот город или полностью измените свою концепцию студии.
Так или иначе, открывая фотостудию, вам придётся дать клиентам то, чего на рынке ещё не было. Иными словами, найти свободную нишу. И если город итак перенасыщен — найти или придумать что-то новое будет весьма затруднительно.
В поисках «свежей» идеи не забудьте посмотреть, что есть на рынке других городов, регионов и стран. Может быть вы найдёте там то, что вам подходит и чего ещё не видел ваш клиент, или же вдохновитесь на создание абсолютно новой модели фотостудий.
Однако погрузившись в гениальные идеи, помните, что они должны понравится ещё кому-то кроме вас. Узнайте, насколько актуальна ваша тема среди населения города, каков спрос уже на существующие услуги. Эта информация крайне важна и поможет избежать лишних денежных затрат.
Для того, чтобы открыть фотостудию, вам потребуется 1 — 3 млн рублей. Всё зависит от выбора аппаратуры, интерьера и площади помещения. Вложения могут быть и больше 3 млн рублей, если вы хотите обеспечить студию очень дорогим оборудованием или выкупить помещение в собственность.
Так или иначе, основной статьёй расходов при открытии фотостудии будет являться покупка оборудования.
Вам понадобится:
- Фотоаппарат;
- Объектив;
- Источники света;
- Аксессуары (шторки, отражатели, насадки);
- Стойки под свет;
- Флешметр;
- Синхронизатор
Имейте в виду, что оборудование вряд ли обойдётся вам менее, чем в 600 тыс. рублей.
Что касается выбора между конкретными брендами и моделями светового оборудования и камер, то тут существуют три варианта. Первый — вы полагаетесь на собственные предпочтения, если разбираетесь в этом вопросе. Второй — вы находите специалиста, разбирающегося в студийном оборудовании. И наконец, третий вариант — просто покупаете наиболее ходовые модели.
Ещё один нюанс: если вы решили, что у вас будет штатный фотограф и ретушер, то вам понадобится также компьютер и программы для обработки фото. Затраты на них вы тоже должны учесть в своём финплане.
Помимо оборудования, вам нужны декорации и необходимый ремонт помещения. Конкретные цифры в данном случае назвать сложно. Каждая студия «целится» в свой сегмент клиентов, соответственно, кто-то тратит на декорации 50 тыс. рублей, а кто-то — все 300 тыс. рублей. Но однотонные фоны нужны всем, и здесь можно вполне уложиться в 10-15 тыс. рублей. Сумма, которую вы потратите на ремонт, также зависит от изначального состояния помещения и ваших желаний.
Где взять деньги?
Вопрос извечный для предпринимателей. Самый оптимальный вариант — это найти инвесторов. То есть любым образом выйти на тех, кто может быть заинтересован в инвестировании в ваш бизнес. Второй способ — взять кредит. Все знают, что кредит — не очень удачная затея, но к нему тоже можно прибегнуть, если выбора не остаётся. И третье — это грант. Вам придётся потратить уйму времени и сил, но возможный результат того стоит.
После того, как вы провели анализ рынка, вам легче будет определиться с форматом фотостудии, её концепцией. В зависимости от ваших идей и планов можно уже прописать начальный финансовый план и понять сколько вложений потребуется именно вам.
Как было сказано выше, основной статьёй расходов станет покупка оборудования. Помимо того, что вам самостоятельно придется «прошерстить» форумы, статьи и специализированную литературу, пренебрегать консультацией специалиста тоже не стоит. Профессионал в фотоиндустрии сможет скорректировать вас и подобрать оборудование, подходящее под ваши цели.
Например, если вы собираетесь оказывать фотоуслуги для физических лиц, которые просто хотят иметь красивые фотографии в своём личном архиве, покупать очень дорогие фотоаппарты и устройства для продакшн-съёмок не целесообразно.
С декорациями возникает та же ситуация. Вам нужно знать какого цвета фон придаёт какой эффект на фотографии. Необходимо уметь (а если вы не умеете, то пригласить специалиста) создавать красивые интерьеры для различных фотосессий, знать какие предметы мебели и декора где можно купить и какого размера и качества они должны быть. А если ваша студия будет ориентирована на продакшн-съёмки и серьёзные проекты — уровень ваших знаний или знаний вашего консультанта должен быть более, чем достойным. В общем, то, что вы покупаете, должно соответствовать вашим целям.
Разобравшись с оборудованием, нужно подумать о хорошем фотографе. Даже если вы решили сдавать студию в аренду и не нанимать штатного фотографа, нужно с чего-то начинать и как-то рекламироваться. Поэтому неплохо было бы иметь знакомых, которые иногда проводили бы съёмки в вашей студии, тем самым продвигая её. Потому что красивые фотографии в соцсетях со ссылкой на вашу студию говорят красноречивее любых слов.
Если же говорить о штатном фотографе, то выбор зависит исключительно от качества его работы, отзывов и умении себя правильно вести с клиентами в студии. Скандалисты и те, кто портит имущество, вам не подходят.
Нужен ли персонал?
Если вы решили, что открываете стандартную фотостудию, которая предоставляет фотоуслуги населению, то вам необходимы сотрудники. Это фотограф, визажист-парикмахер, ретушер (если фотограф не занимается ретушью) и администратор. Однако они необязательно должны числиться именно штатными сотрудниками и «сидеть на окладе».
Как правило, администратор работает каждый день, является штатной единицей и ему устанавливается оклад примерно 25 тыс. рублей. Остальные сотрудники обычно работают сдельно. Потому что содержать на окладе, например, фотографа и визажиста при неполной загруженности фотостудии весьма накладно.
Как продвигаться?
Рекламируются студии в основном через интернет. Начинающие бизнесмены особый упор делают на соцсети.
Самую большую отдачу при грамотном ведении аккаунта даёт Instagram.
Всё-таки бизнес фотостудии основан на качественных фотографиях, поэтому данная соцсеть подходит для продвижения лучше всего.
При появлении финансовой возможности, для фотостудии создаётся свой сайт. Также как и в соцсетях на нём размещается вся необходимая контактная информация, примеры работ, варианты декораций, информация об акциях, отзывы и прочее. Хороший сайт — дорогое удовольствие, поэтому если он есть, это говорит о том, что студия существует давно и весьма успешно.
Помимо продвижения в интернете, фотостудии часто нарабатывают клиентуру за счёт сотрудничества с рекламными агентствами, журналами и магазинами, продающими аппаратуру для фотографов.
Следующая важная стадия открытия фотостудии — это аренда помещения. В идеале предприниматели, конечно, советуют приобретать помещение в собственность. Но если вы не можете на начальном этапе себе этого позволить, аренда до 100 тыс. в месяц считается приемлемой.
Не маленькая сумма аренды формируются за счёт большой площади помещения.
Для того чтобы открыть фотостудию необходимо около 100 м2.
Также помещение должно быть с высокими потолками высотой не менее 3 метров. Обычно бизнесмены стараются найти площадь с 5-метровыми потолками.
Стоит отметить, что соответствующее требованиям помещение не так легко найти. Потому что помимо больших размеров и высоких потолков пространство не должно разделяться вертикальными балками.
Сегодня предприниматели открывают студии, как правило, в центре города. Однако найти площади больше 100 квадратных метров в данной части города тяжело, поэтому фотостудии начинают открываться в промзонах. Там есть склады большой площади и с высокими потолками, которые можно переоборудовать. Но здесь бизнесмены сталкиваются с другой проблемой: люди не привыкли «кататься» в промышленные районы на фотосессии. Место по качеству предоставляемых услуг должно быть действительно «на высоте», иначе клиенты не приедут и предпочтут привычные студии в центре города.
Аналогичный момент касается и фотостудий в спальных районах. Студия не предоставляет услуг первой необходимости, чтобы рассчитывать на людей, живущих в соседних домах. А чтобы завлечь клиентов со всех районов города, вы должны быть лучшими в своём сегменте.
Для фотостудии подойдёт как ИП, так и ООО. Всё зависит от ваших личных планов и взглядов на этот счёт. Например, если вы собираетесь привлекать инвесторов, возможно они захотят выступить в качестве учредителей, тогда выбор падёт, конечно, в сторону ООО. Если такой необходимости нет, то с точки зрения налогообложения ИП открыть проще.
Будучи ИП вы можете выбрать упрощённую систему налогообложения и платить 6% от вашего дохода. Также есть вариант приобрести патент (патентная система налогообложения). Последняя позволяет вовсе забыть о налоговой инспекции на весь срок действия патента.
Согласно закону патент выдается на период от одного до 12 месяцев включительно в пределах одного календарного года. На сколько месяцев его приобретать выбирает сам предприниматель. Стоит уточнить, что срок действия патента не может перейти на следующий год, даже если он ещё не истёк, поэтому при приобретении патента стоит это учитывать. По истечении срока его действия для продолжения деятельности в рамках патентной системы вы обязаны до 20 декабря подать заявление в территориальный налоговый орган.
Что касается оформления студии по ОКВЭД, то есть код 74.81 (Деятельность в области фотографии). Он включает в себя несколько подразделов:
- услуги фото-ателье и фото-кинолабораторий (018000 4),
- изготовление в павильоне черно-белых и цветных художественных, в том числе и комбинированных фотоснимков (018102 9),
- художественная фотосъемка по предварительным заказам населения (018107 6),
К слову, лицензированию деятельность фотостудий не подлежит.
Относительно проверок Роспотребнадзора стоит сказать отдельно. Конечно, фотостудии не относятся к той категории потребительского рынка, которой особо интересуются проверяющие. Всё-таки это не продуктовый магазин или салон красоты. Однако мало кому из посетителей студии понравятся бегающие мыши, тараканы и обваливающийся потолок.
По закону проверять вас могут прийти только спустя три года работы, и времени будет вполне достаточно для того, чтобы устранить все нарушения. Однако не лишним будет узнать у хозяина помещения перед арендой или покупкой, соответствует ли помещение всем необходимым нормам и есть ли документированное тому доказательство.
- Анализ спроса,
- Анализ конкурентов,
- Разработка концепции студии,
- Поиск вариантов аренды или купли-продажи,
- Оценка помещения,
- Заключение договора аренды/купли-продажи,
- Регистрация ИП и постановка на учёт в налоговой инспекции,
- Замер помещения для дизайн-проекта,
- Создание дизайн-проекта для каждой зоны,
- Составление сметы стройки (перечень необходимой мебели, строительных материалов),
- Поиск ремонтной бригады,
- Покупка стройматериалов,
- Заказ мебели и необходимых предметов интерьера
- Ремонтные работы,
- Покупка оборудования,
- Поиск персонала или внештатных сотрудников (главное — фотографа),
- Разработка рекламной кампании,
- Размещение рекламы в социальных сетях и интернете,
- Заказ полиграфии: баннеров, листовок и т.д.
- Разработка бланков внутреннего учёта (бланк инвентаризации, квитанции, составление трудового договора),
- Праздничное открытие.
Конечно, каждого, кто решил открыть фотостудию, интересует вопрос окупаемости и того, как скоро бизнес начнёт приносит реальный доход. Сроки могут колебаться в зависимости от многих факторов: города, в котором вы открылись, количества и качества рекламы, которую вы даёте, профессионализма сотрудников, в конце концов, вложенных средств. Здесь можно лишь указать примерные расчеты окупаемости.
В случае, если вы предоставляете фотостудию в аренду фотографу, а не оказываете фотоуслуги, то расчёт выглядит примерно следующим образом. Если фотостудия в среднем имеет три зоны для съемки, и каждая зона будет занята одновременно по пять часов в день (с учётом того, что час арены самого зала стоит 1000 рублей), то через год вы выйдете в ноль. Это касается первоначальных затрат (на оборудование, ремонт, декорации и т.д.). Однако вам нужно также в стоимость часа съёмки заложить зарплату администратора (зависит от установленного оклада), ежемесячные затраты на рекламу, продвижение, аренду, а также коммунальные и прочие периодические платежи.
Если же вы оказываете фотоуслуги, то стоимость часа дополнительно возрастает на размер гонорара фотографа, визажиста, ретушера и иных специалистов, которых вы нанимаете.
Не забывайте учитывать непредвиденные расходы вроде ремонта оборудования, монтажа той или иной зоны, замены мебели, которую испортили во время фотосессии нерадивые клиенты и т.д.
Подводя итог, можно сказать, что открытие хорошей фотостудии недешевое занятие, и вы должны приложить большие усилия, чтобы хотя бы вернуть свои первоначальные вложения. К тому же, это направление бизнеса активно развивается, и конкурентов становится всё больше. Планка качества повышается, соответственно для того, чтобы привлечь постоянных клиентов, нужно очень постараться. Не забывайте также и о том, что это довольно специфический вид бизнеса с большим количеством нюансов, в которых вы должны разбираться. Конечно, при открытии любого дела возникает множество неожиданных мелочей, но в случае с фотостудией незнание и непредусмотрительность могут обернуться катастрофой.
В 2011 я руководил отделом дизайна в мебельной компании. Работа приносила стабильный доход, но офисная рутина вгоняла в тоску.
Марианна Любарова
поговорила с предпринимателем
Артем Болдырев
открыл дизайн-бюро
Через два года я оставил ее, чтобы заняться собственным дизайн-бюро. К тому моменту я работал дизайнером уже девять лет.
Поначалу было сложно: первые лендинги не приносили клиентов, и мой доход упал примерно в два раза. Сейчас, шесть лет спустя, я считаю, что у меня все получилось: я получаю в среднем 300 тысяч чистой прибыли в месяц и думаю над расширением бизнеса.
Вот моя история.
Почему я решил уйти из офиса
По образованию я архитектор гражданских и общественных зданий. После переезда в Москву руководил отделом дизайна в мебельной компании: целиком отвечал за 3Д-визуализацию. Клиенты заказывали у компании различную офисную мебель, а я показывал, как она будет смотреться в их интерьерах. Мой оклад был 50 тысяч рублей, плюс я получал 1% от заказов.
На этой работе я быстро достиг потолка, и в какой-то момент стало просто неинтересно. Еще мне не нравилось, что я привязан к офису и нужно каждый день ездить на работу и тратить на дорогу 2,5 часа: это выматывает. Я задумался о создании своего дизайн-бюро.
У меня уже были частные клиенты, которые приходили через сарафанное радио. Они заказывали дизайн квартир и 3Д-визуализацию. Чтобы быстрее работать, для основной работы я создал типовые дизайн-проекты и готовые шаблоны — чертежей, документов, даже писем. Использую их до сих пор, чтобы не выполнять подготовительный этап проекта с нуля. Благодаря этим шаблонам я мог тратить до половины рабочего времени на частные заказы. Общий доход в месяц к моменту увольнения составлял 120 тысяч рублей. Это был октябрь 2013 года.
Первое, что было нужно, — свой сайт
Я заплатил 10 тысяч за курсы по созданию лендингов, чтобы понять, как сделать сайт и собрать его самому. Еще 8 тысяч заплатил копирайтеру. Тексты мне писал фрилансер из Минска, это обошлось дешевле, чем работа российского автора. Регистрация домена и хостинга стоили еще 2 тысячи.
Я собрал сайт и 31 октября 2013 года написал заявление об увольнении из офиса. У меня было накоплено 150 тысяч рублей. Придумал название — «Студия дизайна и визуализации Артема Болдырева», сокращенно a-b-v-interiors.ru.
Первое, что требовалось для окончательного ухода из офиса, — это сайт. Он был готов еще до моего увольнения. Эта версия продавала услугу дизайна интерьеровЭтот лендинг продавал дизайн офисов
60 тысяч рублей ушло на создание, продвижение и тестирование пяти лендингов — каждый на свой вид услуг. В лендингах я предлагал дизайн квартир, офисов, ресторанов, деревянных домов и 3Д-визуализацию, которая позволяет увидеть будущий интерьер в объеме.
Эти 60 тысяч я, можно сказать, потерял: исполнители брали деньги и вроде бы начинали что-то «настраивать», но заказчики ко мне не приходили. Я понял, что проще настроить таргетинг самостоятельно. Я посидел в интернете, почитал информацию и сам настроил таргетинг в Яндексе и Гугле. После этого у меня появились первые клиенты.
За первые три месяца у меня было всего пять клиентов, все на дизайн интерьеров. Чтобы вы понимали, пять заказов — это очень мало, но тогда я еще не планировал доходы, был как слепой котенок и радовался каждому новому заказчику.
3Д-визуализация показывает, как будет выглядеть помещение
С некоторыми клиентами того периода я до сих пор сотрудничаю. Например, с Сергеем, он пришел ко мне с того самого первого сайта-визитки, который я собрал самостоятельно. В 2013 году он заказал одну услугу — 3Д-визуализацию. Сергей строил загородный дом и хотел «походить» по 3Д-модели, понять, какой объем пространства нужен ему для комфортной жизни. За ту визуализацию я получил 40 тысяч рублей. За прошедшие шесть лет Сергей заказывал мне архитектурный проект двух домов, дизайн-проект квартиры, офиса и отдельных помещений: комнаты для родителей, бассейна, кухни и гостиной. Также я разрабатывал дизайн его автосалонов. Первое сотрудничество вышло удачным.
Эффективными оказались и личные страницы в соцсетях. Я не платил за продвижение, просто выкладывал проекты на личную страницу во Вконтакте. Клиенты сами меня находили. Это были друзья друзей, которым нравились мои работы.
В среднем в первый год после ухода из офиса я зарабатывал всего 60 тысяч рублей в месяц, то есть мой доход упал примерно в два раза.
Как я учился работать на себя
Самый важный навык, который я освоил в первые месяцы самостоятельной работы, — умение говорить «нет». Отстаивать свою точку зрения нужно и с клиентами, и с подрядчиками, и с поставщиками — со всеми, с кем сталкиваешься по работе. Я учился на собственных ошибках. Например, прораб одной из строительных бригад однажды смог убедить меня, что плитка в проекте не нужна. Тогда я не стал спорить, хотя было понятно, что ему просто неудобно ее клеить — других причин не было. Клиент не обвинял меня в плохой работе исполнителя, но все равно было неприятно.
Важными оказались и навыки переговоров, которые тоже пришлось осваивать на практике с нуля. Был клиент, который настаивал на стиле ампир для однокомнатной квартиры в 40 м², показывал в качестве примера краны в виде лап животных. Я объяснял, что в таком метраже интерьер получится перегруженным. Клиент решил, что я не понимаю его идею, и ушел.
Других заказчиков я смог убедить в своей правоте: объяснил, что невозможно сделать дизайн-проект и ремонт квартиры за два месяца. По опыту я знал, что только проект готовится два-три месяца. Еще столько же может занять поиск бригады и доставка материалов из-за границы. Смешно, но в тех переговорах я приводил в пример беременность: даже если вы очень торопитесь и очень сильно хотите, ребенок не родится через три месяца.
В то время я снимал однокомнатную квартиру и работал из дома. У меня пропало ощущение стабильности. Был страх оказаться без денег, не заплатить за аренду. Но об уходе из офиса я не жалел. Стал понимать, зачем встаю по утрам. Свое дело дарит больше счастья — я чувствовал, что работаю не только ради денег.
В первые месяцы я работал из дома, а доход мой упал в два раза. Было непросто
Как появилось дизайн-бюро
Через четыре месяца ко мне присоединился бывший одногруппник Станислав, с которым мы вместе учились на архитекторов. Стали работать вдвоем. Это получилось спонтанно, я ничего не планировал заранее. У партнера было больше опыта в архитектуре, у меня — в дизайне.
Мы выбрали формат ИП и зарегистрировали бизнес на мое имя. Чтобы сделать это, мне пришлось ехать по месту прописки — в Оренбург. Из-за ошибки в документах я провел там две недели, а потом узнал, что все можно было оформить дистанционно. Назвали новую компанию «АС Бюро» по именам основателей — Артем и Станислав, плюс хотели вызвать ассоциацию со словом «ас».
Первое время продолжали работать из дома, потом переехали в офис на «Арме». Одно рабочее место там стоило 13 тысяч в месяц. Мы арендовали два на полгода.
Число проектов в работе дошло до 15 одновременно. Рост дохода каждый месяц мы не отслеживали, но по итогам первого года оказалось, что он увеличился примерно в два раза. У нас стало больше частных клиентов и корпоративных заказчиков: новые приходили в основном по рекомендации. Так, например, мы познакомились с девелопером, и он регулярно заказывал нам проектирование коттеджей для подмосковных поселков.
Большинство проектов было связано с дизайном частных интерьеров, но мы решали и архитектурные задачи. Разрабатывали генпланы, проектировали частные дома и коттеджи для поселков, разработали проект небольшого торгового центра при поселке в подмосковной Ивантеевке.
Спустя полтора года мы с партнером сняли два места в офисе на «Арме». Каждое стоило 13 000 Р
Без ошибок на старте не обошлось. В первое время мы все делали сами, даже самостоятельно возили акты клиентам на метро. За год поняли, что на рутинную работу уходит слишком много времени, и в феврале 2015 наконец-то наняли помощницу.
Еще мы пытались экономить на мелочах, а это тоже неправильно даже на старте бизнеса. Так, например, мы купили два дешевых принтера за 3 тысячи рублей каждый. Но потом оказалось, что они съедают очень много краски в процессе. Из-за этого на расходники в месяц мы тратили до 10 тысяч рублей — это много. Пришлось купить два других принтера, более экономичных. Они стоили дороже — по 22 тысячи рублей, зато ежемесячные затраты на бумагу и краску упали до 1500 рублей. Старые принтеры пришлось продать на «Авито» за копейки.
Компьютеры для работы, как и лицензии на «Микрософт Офис», у нас уже были.
Открытие дизайн-бюро в 2014 году — 333 261 Р
Аренда офиса на шесть месяцев | 156 000 Р |
Налоги | 90 000 Р |
Покупка четырех принтеров и расходников | 60 000 Р |
Отчисления ИП за год | 22 261 Р |
Регистрация ИП | 5000 Р |
Аренда офиса на шесть месяцев
156 000 Р
Покупка четырех принтеров и расходников
60 000 Р
Отчисления ИП за год
22 261 Р
Как устроена работа дизайн-бюро
Я работаю над каждым проектом как главный дизайнер. Отвечаю за общение с клиентом, контролирую сроки и качество, соблюдение общей концепции. Сейчас проекты выполняют 8—10 дизайнеров из России, Украины, Молдовы и Казахстана. Я искал их через знакомых, смотрел на портфолио и чертежи. Все дизайнеры работают по договору подряда и платят НДФЛ самостоятельно.
Фонд оплаты труда — самая большая строка затрат, до 90% всех расходов. Недавно я начал поиск менеджера по работе с клиентами, чтобы уделять больше времени развитию бизнеса: новый сотрудник позволил бы мне экономить около двух рабочих часов в день. Нужного специалиста пока не нашел.
Всей текучкой занимается наша помощница Ольга. Она оформляет договора, выставляет счета и договаривается с курьерами, которые отвозят документы клиентам. Девушка работает из дома, поэтому ее услуги обходятся всего в 23 тысячи рублей в месяц. Бухгалтер и курьер работают на аутсорсинге: первого предоставляет компания «Бухгалтер-групп», второго — сервис «Пешкарики». Получается примерно по 3 тысячи в месяц на каждого: курьер нам нужен около шести раз в месяц, по 500 рублей за поездку.
После получения заявки я созваниваюсь с клиентом и договариваюсь о личной встрече. Обычно в неделю у меня бывает 3—5 встреч. Лучше всего встречаться на объекте, над которым мы будем работать, — можно сразу оценить объем работ и задачу. Клиенты обычно просят сделать дизайн квартиры или дома, включающий чертежи и спецификации. Если заказчик не понимает, в каком стиле он хочет проект, я помогаю ему определиться. В процессе изучаю объект, задаю уточняющие вопросы, а в конце называю примерную стоимость: от 2400 до 3200 рублей за 1 м² в зависимости от метража, сроков, сложности планировки и стилистики.
Если цена устраивает и клиент соглашается работать дальше, прошу выслать всю информацию для заключения договора. После этого обязательно происходит еще одна встреча, на которой я вместе с клиентом составляю техзадание. За три-пять часов общения выясняю пожелания по назначению помещений, стилю и цветовой гамме. Заказчик рассказывает о бытовых привычках, уточняет требования к планировочным решениям. Затем клиент согласовывает ТЗ — обычно на это уходит еще два-три дня. Потом ТЗ отдается в работу дизайнерам.
Сама работа над проектом может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от сложности и количества правок. Самый долгий проект у нас занял год. Это был дом в стиле современной классики площадью в 400 м². А однажды мы уложились всего в полтора месяца с помещением в 70 м² — это очень быстро.
Дизайн-проект дает полную информацию по дизайну и закупкам, позволяет контролировать рабочих. Это первая страница дизайн-проекта с оглавлением, а всего их обычно около 100. Одинаковые пункты встречаются из-за того, что показываются разные ракурсы
На продвижение я трачу немного: Вконтакте веду сам, а за ведение Инстаграма плачу 16 тысяч в месяц. Инстаграм пока не приносит клиентов, а из Вконтакте приходит до 20% заказчиков. Примерно 40% проектов дает сарафанное радио. Оставшиеся заказы распределяются между старыми клиентами и сайтом «Профи-ру», где я разместил свой профиль, — в месяц на его оплату уходит до 3300 рублей. Раньше заказчики приходили, посмотрев передачу «Школа ремонта», где я дважды снимался, но проект закрыли, и поток клиентов почти иссяк.
Самый большой и выгодный заказ, который у меня был, — загородный дом в 850 м². В нем нужно было выполнить весь спектр работ: от обмеров, зонирования и определения функций помещений до 3Д-визуализации и составления спецификаций с артикулами товаров, которые надо было закупить для ремонта и оформления интерьера.
На этом заказе я заработал 1,5 млн рублей, правда, стилистически все это было очень далеко от того, что нравится мне самому: заказчику нужен был дворцовый стиль с элементами рококо. Обычно я не беру заказы, если понимаю, что не смогу положить их в портфолио. Точно откажусь от работы, если заказчик не готов прислушиваться к мнению дизайнера. Но эти клиенты пришли по рекомендации от других заказчиков, проект был большой, поэтому я согласился. Отговорить заказчика мне удалось только от золотых унитазов: я объяснил, что это будет безумно дорого, а белая сантехника смотрится гораздо эффектнее. Все остальные пожелания клиента я реализовал.
Самым интересным за все время работы стал проект одного дома в поселке «Бристоль»: 400 м², где нужно было объединить образ Большого театра с восточными мотивами. Заказчица родилась в одной из центральноазиатских республик Советского Союза и хотела воссоздать атмосферу детства. Не знаю, почему вторым элементом был театр, но она сразу сказала, что хочет в своем доме атмосферу Большого.
Так выглядел этот проект про Большой театр и восточные мотивы. Совмещение разных стилей — это сложно. Заказчица утвердила проект только с третьего раза. В нем стало меньше строгой геометрии, контрастов и больше уюта, чем в первоначальном варианте
Подводные камни
Партнеры. После шести лет самостоятельной работы я понимаю, что некоторые вещи сделал бы по-другому. Например, у нас с партнером были равные доли в бизнесе, каждый занимался всем, и было непонятно, за кем последнее слово. Это неправильно.
Из-за того, что у нас не было официальной договоренности, кто за что отвечает, через 1,5 года совместной работы случился кризис. Каждому хотелось выполнять больше творческой и меньше административной работы. Напряжение копилось, и мы решили расстаться. К счастью, каждый вел свои проекты, поэтому конфликтов не возникло. Станислав доделал все мелкие проекты и забрал только один, но значимый.
Теперь я понимаю, что обязательно нужно было указать все обязанности, исходя из наших компетенций, и прописать пути выхода из бизнеса: что кому останется, у кого будут авторские права на работы и сайты, к кому перейдут какие заказчики.
Сейчас я работаю один и беру в месяц 2—3 новых проекта. Одновременно в работе у меня бывает 8—10 проектов. Название «АС Бюро» осталось за мной.
Заказчики. По-другому я построил бы и работу с заказчиками: в моей практике были неприятные ситуации. Однажды клиенты попросили сделать несколько чертежей, чтобы начать работу, а потом не оплатили проект. С тех пор я стараюсь не работать без подписанного договора, но в конце прошлого года сделал исключение — и пожалел об этом. Известная западная компания проводила тендер на дизайн офиса в 3000 м². Представитель заказчика сообщил, что тендер я выиграл, и попросил начать работу сразу, без подписания договора. Мне обещали оформить документы через две недели, потом еще через две. Ссылались на бюрократию, смену реквизитов. Оказалось — просто тянули время. Я потратил на работу полтора месяца, но денег так и не получил. Постараюсь больше никогда не повторять эту ошибку в будущем.
Сотрудники. Еще одна серьезная проблема, с которой я столкнулся, — поиск нормальных дизайнеров. На рынке действительно мало хороших специалистов: из 100 кандидатов я возьму одного, да и то он не будет подходить идеально.
При этом у людей завышенные ожидания: я предлагаю обычные для рынка условия по срокам, оплате и авансу, но уже на этапе обсуждения некоторые специалисты отказываются от работы. Когда начинаешь сотрудничать с новым дизайнером, нужно время, чтобы ввести его в курс дела и настроить совместную работу, поэтому график подготовки проекта сбивается.
Несколько раз я натыкался на откровенно слабых исполнителей, а кто-то вообще выдавал чужие работы за свои. В итоге приходилось самому переделывать проект в авральном режиме. Несколько раз дизайнеры отказывались вносить правки клиента, если их было много. С такими людьми я больше не сотрудничаю.
Строители. Была у меня и неприятная история со строителями. Однажды я порекомендовал бригадира заказчику, а тот нанял непрофессиональную бригаду, видимо, чтобы сэкономить на оплате. Работники выложили плитку в ванной не от центра к краям, а наоборот. Так нельзя делать: у одной стены остался зазор в 5 см. Теперь, когда меня просят посоветовать подрядчиков, я подчеркиваю, что это только рекомендация, а решение принимает сам клиент — на свой страх и риск.
Советы
Если хотите идти в эту нишу, нужно понимать, что за год бизнес не «выстрелит». Это сложная сфера, где нужно долго нарабатывать клиентскую базу, портфолио. Только через несколько лет дизайн-бюро начнет работать в полную силу.
Если открываете бизнес с партнером, сразу обговаривайте, кто чем будет заниматься. Найдите зоны максимальной эффективности: пусть каждый занимается тем, что у него получается, и не залезает на территорию другого. Определите, за кем останется посл