Бизнес идеи для мусульман
Бутик-ателье Zere, мусульманский фестиваль Sisters Bazaar
Рассказывает Зейли Калкулова
Религия не запрещает мусульманкам вести бизнес: еще первая жена пророка Мухаммеда Хадиджа занималась торговлей. К открытию бутика-ателье мусульманской одежды я шла три года. По образованию я дизайнер интерьера, но так сложилось, что с миром моды я была связана через своих друзей. Я решила сменить квалификацию и самостоятельно переобучилась на дизайнера одежды.
В 2013 году я выпустила свою первую коллекцию мусульманской одежды. Тогда я не решилась открыть бутик – не хватало опыта. Следующие три года я занялась заполнением пробелов: отрабатывала навыки, принимала участие в выставках и показах. Так я наработала первых клиентов. Коллекции я выставляла на Almaty Pop Up Store, Sunday Up Market. Весной 2016 года я поняла, что готова к открытию своего дела.
Ислам не запрещает мусульманкам одеваться красиво. Главное в наряде – скромность. Одежда и образ мусульманки не должны привлекать излишнего внимания, быть обтягивающей, походить на мужской наряд. Поэтому сестрам-мусульманкам не рекомендуется носить каблуки, злоупотреблять парфюмом, ходить в узких штанах или джинсах.
Бутик-ателье я открыла вместе со своей сестрой и тетей. Мы нашли помещение в ТРЦ «Алмалы», где ранее располагался Евразийский банк. Расположение бутика полностью отвечало нашим потребностям: в центре города, но не на виду у всех. Нам оставалось переоборудовать помещение в шоу-рум и отвести часть помещения под намазхану. Мы заказали кроильную доску, мебель, швейные машинки, сделали ремонт – это было основной статьей расхода. Открыли шоу-рум первого ноября, но первые продажи сделали на фестивале Sisters Bazaar месяцем ранее. Sisters Bazaar – наш совместный проект с сестрой Айгуль.
Впервые мы задумались о проведении мусульманского фестиваля еще в прошлом году. Формат я подсмотрела у российской ярмарки мусульманских товаров Wandi Bazaar. Wandi Bazaar – это проект Wandi Group, они занимаются поддержкой и продвижением мусульманских брендов в России. Мы не стали полностью копировать Wandi Bazaar, а решили, что наше мероприятие будет только для женщин. Так родился Sisters Bazaar.
Первый фестиваль мы провели 22 и 23 сентября. Готовиться к нему начали еще весной. За две недели до мероприятия запустили рекламу в социальных сетях. Мы договорились с халяль-рестораном Cosmo & Sancak, они предоставили нам помещение. Фестиваль посетили около полутора тысяч женщин, среди них были не только мусульманки, но и светские женщины. На Sisters Bazaar были представлены около 60 производителей одежды, халяль-косметики, изделий ручной работы – как казахстанских, так и зарубежных.
Второй Sisters Bazaar мы планировали провести следующем году, но получили много просьб сделать раньше, так что очередной фестиваль пройдет уже в декабре. Нам также пишут из Астаны, но туда мы отправимся в следующем году.
На Sisters Bazaar мы продали 10 изделий, с открытием бутика – еще 7.
Позиционирование Zere – это сегмент люкс. Мы выбрали эту нишу, чтобы у мусульманок был выбор: подавляющая часть производителей мусульманской одежды в Казахстане ориентированы на масс-маркет.
Мы продаем клиентам одежду ручной работы. Ткани мы заказываем из Кореи, Дубая и Италии, шелк нам привозят из Узбекистана. Цены у нас выше, чем у многих производителей мусульманской одежды, стартовая цена на изделия – от 30 000 тенге.
Клиенты, которые приходят в шоу-рум, могут не только купить готовое изделие, но и сшить на заказ. Последние два года в мире набирает популярность закрытая одежда и оверсайз – мини-юбки уходят, трендами сезонов становятся длинные платья, широкие штаны. Именно поэтому к нам приходят не только мусульманки, но также женщины и девушки, придерживающиеся других взглядов или не связанные с религией вообще.
Женский клуб Uniflex Halal
Рассказывает Адилям Юсупова, директор клуба
Идея открытия женского фитнес-клуба, адаптированного под стандарты халяль, пришла мужу в 2010 году. На тот момент у нас был фитнес-клуб Uniflex, который работает с 2006 года. Так как я исповедую ислам, я испытывала дискомфорт от занятия спортом в обществе мужчин. Видя мое неудобство, муж предложил открыть женский клуб, я поддержала его идею.
Каждая мусульманка, как и любая женщина, хочет хорошо выглядеть, быть в форме. Но из-за ограничений в религии не каждая может себе это позволить. Бывает так, что сестрам-мусульманкам ходить в фитнес-клубы запрещают мужья или члены семьи.
Новый зал мы открыли в 2011 году. Переоборудовали цокольное помещение площадью 600 м2, сделали перепланировку, отвели отдельное помещение под намазхану. Uniflex Halal – это бизнес мужа, я помогаю ему в управлении. Рекламу фитнес-центра мы делали через лифлеты и билборды. Работало и сарафанное радио: мусульманки рассказывали о нас друг другу, так мы наработали клиентскую базу.
Нашим клиенткам доступен не только тренажерный зал, но также бассейн, различные групповые программы, SPA. В среднем клуб посещают 40 человек в день. Все зависит от сезона. Летом у нас наблюдается спад, осенью посещаемость восстанавливается. Во время Рамадана мы делаем заморозку абонементов большинству наших клиентов. Цены мы не меняли с падения курса тенге: 20 000 тенге стоит дневной абонемент, 25 000 тенге – абонемент на весь день. Если клиент покупает абонемент на три месяца, мы делаем скидку в 10%. Пока есть возможность, мы держим цены, так как хотим сделать доступным посещение фитнес-центра для каждой женщины.
В Uniflex Halal мусульманки занимаются в удобной для них одежде: в шортах, лосинах, футболках, с непокрытой головой – в окружении женщин они могут себе это позволить.
Халяльный ресторан быстрого питания Harvest eat meat
Рассказывает Эльмира Дюсенова, одна из основательниц
К открытию ресторана нас с мужем подтолкнул первый предпринимательский опыт. Тогда мы с ним жили в Лондоне, заканчивали ВУЗ. Как и многим выходцам из Казахстана и стран СНГ, нам не нравилась местная кухня, хотелось родного. Мы начали готовить и продавать еду соотечественникам. Нам понравилось, поэтому мы решили попробовать повторить наш опыт в Казахстане, но уже в более широком масштабе, и предложить то, чего еще нет на рынке.
Вернувшись в Казахстан, мы собрали команду. Ее главными участниками стали мой муж, его брат и сестра.
Сколотив команду, мы стали думать над форматом будущего заведения. Решили, что стоит открывать халяль ресторан быстрого питания, с упором на эко. Определившись с концепцией, мы приступили к конкретным шагам: закупили оборудование, начали искать поставщиков, помещение. Первое время муж сам проводил закуп. Деньги на открытие мы взяли из собственных средств, где-то помогли родители. Большая часть средств ушла на покупку оборудования: пароконвектоматы, гриль-плиту, печь для пиццы.
Еще нам важно было получить сертификат «Халяль». В Казахстане за это отвечает ДУМК (Духовное управление мусульман Казахстана — прим. ред.)
Сертификат «Халяль» выдается только в том случае, если производство отвечает требованиям шариата. Тонкостей в этом деле много. К примеру, если вы поставщик мяса, то должны знать по какому принципу нужно проводить забой животного, разделку туши. Сертификат мы еще не получили, но ожидаем его в скором времени. Так получилось, что в ДУМК подняли вопрос о смене названия «Халяль» на «Адал». Эта дискуссия идет до сих пор, а мы попали в ее самый разгар.
Точку мы открыли в новом ТРЦ Almaty Mall в середине сентября. По ходу дела выстраивали бизнес-процессы. На открытие ресторана мы пригласили друзей, близких и знакомых – они стали нашими первыми клиентами, через них люди узнавали о нас. Для нас сарафанное радио дает больше эффекта, чем контекстная реклама. У нас уже есть постоянные клиенты, которые приезжают к нам даже из другого конца города.
Наше конкурентное преимущество – это качество и невысокие цены. Средний чек в нашем ресторане – около 1000 тенге, на эту сумму можно купить гриллгер и напиток. Гриллгеры (фирменное название бургеров) – локомотив нашего ресторана. Котлеты к гриллгерам мы готовим на настоящем огне и при госте, поэтому процесс занимает в среднем от 15 до 20 минут.
Мы немного прогадали с ТРЦ – не очень удобное расположение сказывается на посещаемости, которая постоянно скачет. За аренду мы платим около 500 тысяч тенге в месяц, плюс коммунальные услуги. Примерна такая же стоимость аренды и в других торгово-развлекательных центрах города. В скором времени мы запустим службу доставки. На окупаемость еще не вышли: прибыль, получаемую с продаж, мы сразу пускаем в оборот.
Фото: Анвар Ракишев, личный архив героев
Бизнес, связанный с религией, может быть вполне успешным и прибыльным, ведь теперь спрос на «халяльные» товары очень высок. Растет и рынок услуг для мусульман. Что могут предложить казанцам предприниматели и в каких нишах выгодно открывать свое дело?
Казанцы могут купить халяльный хлеб и сладости, но пока обходятся без молока «халяль»
Халяльную продукцию могут производить или продавать предприниматели, не исповедующие мусульманство. Об этом заявили эксперты из отрасли халяль на недавнем форуме инвесторов в Казани. С другой стороны, и потребители такой продукции — не только мусульмане: здоровую еду теперь предпочитают разные слои населения.
Недавно в Казани открылся первый «халяльный» супермаркет «Бахетле». В ближайшие годы в республике, вероятно, будут открываться и торговые центры с халяльной продукцией. Что может продаваться в них? В первую очередь, всевозможная халяльная органическая еда («био» и «эко») — не только мясо, но и хлеб, овощи и фрукты.
Как известно, Коран предписывает мусульманам вести определенный образ жизни и запрещает употреблять в пищу ряд продуктов (например, свинину, мясо хищников или «мерзких» животных — змей, крыс, насекомых и так далее). Однако в современном мире очень сложно понять, является продукт разрешенным или нет:
— В пище используются разные добавки, многие из которых не являются халяльными: к примеру, краситель кармин изготавливают из насекомых, а, значит, продукты с кармином запрещены для мусульман, так же как и желатин из животного жира (если он не из халяльной говядины), — объяснил в интервью ProKazan.ru председатель комитета по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман (ДУМ РТ) Марат Низамов. — Многие колбасные изделия производят из отходов — шкурок, жира, чаще всего свиного. Мясо-костную муку из отходов добавляют не только в еду или косметику, но и посуду, бетон.
Именно поэтому мусульманские ученые тщательно изучают вопрос питания. Сейчас некоторые производители из Татарстана и даже других регионов могут добровольно пройти сертификацию, чтобы на их продукции появилась пометка «халяль» с фирменным значком.
— Сейчас более 70 предприятий прошли такую сертификацию, среди них около 40 производителей мясной продукции, около 15 — производители хлебобулочных изделий и бакалеи. Есть и производители БАДов, — рассказал Марат Низамов и отметил, что пока в списке нет татарстанских производителей молочной продукции (не считая выбывший «ВАМИН»), однако в ближайшее время они могут появиться.
Мясо по стандартам «халяль»: перед забоем животное успокаивают с помощью молитвы
На прилавках казанских магазинов можно увидеть много колбасных и мясных изделий с пометкой «халяль». Как узнать, насколько они качественные?
Как объяснил нам представитель комитета по стандарту «Халяль», на упаковке должна быть пометка о том, что товар прошел сертификацию. В Татарстане это зеленый логотип с надписью «халяль».
Вообще, если говорить о местных производителях, то по стандартам «халяль» работают немало крупных предприятий: «Казанский мясокомбинат», «Челны-Бройлер», «Пестречинка», «Елабужский мясокомбинат».
По словам Марата Низамова, на предприятиях, работающих по стандартам «халяль», за работой наблюдают контролеры от ДУМ РТ и ответственные. А скоро в тестовом режиме на фермах будет внедрена новая система: с помощью чипа под кожей животных будет вестись учет поголовья, и данные о каждом питомце будет собираться в базу. Проект уже одобрил Минсельхоз республики.
— Некоторые думают, что халяльное мясо — это мясо разрешенных животных, но это не совсем так: чтобы мясо было «халяль», нужно правильно кормить скот, правильно его забивать, разделывать, хранить мясо, перевозить его с учетом ряда требований, — объясняет Марат Низамов.
Как объяснили нам в ДУМ РТ, лучше, когда на фабриках забивают скот или птицу вручную.
— Представьте: куриц повесили головой вниз на конвейере, и, поскольку габариты у птиц разные, нож рассекает одну птицу на уровне клюва, другую — на уровне горла и так далее. А забойщик перерезает лишь одним движением две вены и горло так, что животное не осознает своей смерти, не чувствует боли, не мучается, — объяснил Марат Низамов.
При этом уже сейчас на местных комбинатах забойщики могут работать с такой же скоростью, как и автоматический нож — около 9 тысяч голов в час. Бригады рабочих постоянно сменяют друг друга.
— Для сравнения, в Турции есть производства, где забивают до 350 тысяч голов птицы, но они произносят молитву только перед включением конвейера, а у нас — перед забоем каждой птицы, — говорит Марат Низамов. — Тема смерти — непростая, но надо понимать, что животные даны в пищу человеку, и когда мы отнимаем жизнь, данную Всевышним, нужно просить у Него разрешение.
Та же процедура проходит и при забое крупного скота — овец, коров. С помощью молитвы его успокаивают, животное закрывает глаза и не сопротивляется. При этом одно животное не должно видеть, как режут другое — для забоя есть специальное помещение. На обычных же комбинатах забивают скот молотом или электрошоком, при этом животное умирает в мучениях, бывают разрывы сердца, мышц, в кровь выбрасывается адреналин.
Кроме того, там не дают крови истечь из организма, и через 40 минут запускается процесс гниения, говорит эксперт:
— На «халяльных» производствах время истечения крови больше, чем по ГОСТу, за это время кровь почти полностью вытекает из туши, это важно, ведь в крови содержатся вредные вещества, — замечает Марат Низамов. — Кроме того, на таких комбинатах животных кормят безопасной пищей и заботятся о них.
Не секрет, что мясо часто продается у мечетей. Как отметил Марат Низамов, если у них нет сертификата «халяль», то выбор всегда за покупателем. В любом случае, вряд ли удастся проверить, как именно конкретные люди кормили и как забивали животное, где хранили мясо и как перевозили.
В Казани нет «халяльной» одежды как таковой
Не остается в стороне и рынок одежды — дизайнеры придумывают все новые модели не только для женщин, но и для мужчин. «Халяльная» одежда шьется с соблюдением канонов Ислама, для пошива используются, как правило, натуральные ткани.
Однако, несмотря на обилие магазинов мусульманской одежды, в республике пока нет сертифицированных товаров из этого сегмента:
— Вообще, такого понятия, как «халяльная одежда», нет, — отметил Марат Низамов. — Одежда для верующих должна быть из натуральных тканей, крой должен соответствовать канонам Ислама, то есть покрывать аурат (части тела, которые должны быть закрыты от других людей). У мужчин это область от живота и ниже коленей, у женщин — полностью все тело, кроме ладоней, лица и ступней. Есть целый ряд требований к одежде мусульман. Мужчины не могут носить шелк и золото, женщины — могут, если не привлекают внимание.
Медицина: сколько в Казани стоит обрезание и кто может проводить процедуру?
В Казани есть клиники, где предоставляют услуги для мусульман — там ведут прием врачи этого же вероисповедания. Однако есть в Казани и специализированные клиники, в которой работают только мусульмане, при этом на прием могут прийти все желающие, независимо от религии.
Прием ведут гинеколог, уролог, педиатр, психотерапевт и врачи других профилей. К слову, верующие должны ходить на прием только к докторам своего пола. В Казани работают и специальные стоматологии для мусульман, в которых соблюдаются перечисленные правила.
В одной из клиник казанцам предлагают хиджама-терапию (кровопускание). Древний метод кровопускания позиционируется клиникой как «мусульманский метод», который может излечить от многих болезней. Однако не стоит забывать, что перед обращением в клиники и выбором каких-либо методик лечения нужно проконсультироваться со своим терапевтом.
К слову, особой популярностью в клиниках пользуется услуга обрезания. Этот обряд проводят для мальчиков, как правило, в детском возрасте. Стоимость операции, проводимой под наркозом — от 3 до 6 тысяч рублей.
Надо заметить, что обрезание проводят в обычных частных и в некоторых государственных клиниках врачи, которые используют специальное оборудование. Однако не стоит забывать, что в Татарстане уже был трагический случай, связанный с проведением обрезания, казалось бы, опытным хирургом из клиники.
— В любом случае, при обращении в клинику нужно проверить все соответствующие документы и разрешения. Проводить обрезание может только врач, и только в специальных условиях, а не на дому, — отметил Марат Низамов.
Мусульмане ходят в специальные парикмахерские, стоматологии и агентства недвижимости
Есть в Казани и весьма необычные ниши. Например, агентство недвижимости, которое работает с клиентами-мусульманами. Владельцы работают как с мусульманами-собственниками квартир, так и с теми, кто желает снять или купить недвижимость. Спрос порождает предложение: в Казани работают парикмахерские и стоматологии для мусульман. Там соблюдаются каноны данной религии.
Например, в салоне красоты обслуживают всех желающих, независимо от их вероисповедания, но для мусульман создаются особые условия — например, посетителям предлагают косметические средства без спирта. Остриженные волосы не выбрасывают, а закапывают в землю.
Мужчинам и женщинам оказывают услуги только представители его пола: например, если к парикмахеру приходит женщина, то стричь ей волосы будет только специалист женского пола. Как правило, на работу в такие заведения принимаются мусульмане. Женщины могут работать в платках и мусульманской одежде.
— Халяль — это образ жизни, — комментирует Марат Низамов, — это отказ от соблазнов, который приносит только пользу. — Пока из сферы услуг в комитете по стандартам «Халяль» сертифицируются только представители торговых услуг.
Однако эксперт заметил, что появление подобных учреждений может помочь мусульманам, поскольку верующие должны обращаться только к специалистам своего пола. Что касается медицины, то важно обращать внимание на лекарства: мусульманам нельзя принимать капсулы (так как они содержат желатин с животным жиром), лекарства со спиртом и так далее.
Такие футболки часто продают на выставках мусульманских товаров.
Высокие технологии: программы напоминают о намазе и ищут мечети, а ручки помогают читать Коран
ИТ-технологии для мусульман развиваются не по дням, а по часам: в свободном доступе для пользователей мобильных устройств постоянно появляются новые программы, которые напоминают о времени намаза (молитвы) или помогают найти ближайшую мечеть или магазин для мусульман.
Чтобы монетизировать такие программы, их авторы размещают в них платную рекламу, ориентированную тоже на приверженцев религии.
Появляются и новые разработки специально для мусульманских товаров. Например, в Казани не так давно появились в продаже ручки, читающие Коран: устройство озвучивает строки из Священной книги, озвучивая их на разных языках. Как рассказали нам в ДУМ РТ, такие гаджеты особенно полезны слабовидящим людям.
Мусульманский туризм: на «халяльных» курортах не должно быть алкоголя и «неприличных» заведений
В Казани работают турагентства, которые предоставляют специальные услуги для мусульман. Есть и компании, которые работают исключительно для приверженцев мусульманской веры. У туристических компаний есть два главных направления — это организация паломнических туров и туров для отдыха мусульман.
По первому направлению официально аккредитованным хадж-оператором в республике является ДУМ РТ (Духовное управление мусульман республики). К слову, Хадж – это посещение верующим святой земли, Умра — малое паломничество в Мекку. Эти города должен посетить каждый мусульманин. В программу паломничества входит посещение священных городов Мекки и Медины, проведение религиозных обрядов, проживание, питание и транспорт.
Что касается путешествий для мусульман, то варианты туров есть у многих турагентств. Для мусульман предусматривают питание по стандарту халяль, проживание на специальных «халяль-курортах» с выделенными пляжами (а также саунами, бассейнами и другими объектами отдельно для мужчин и для женщин), спортивные занятия, культурную программу, развлечения для детей. Интересно, что туры организуют не только в страны с мусульманской культурой — отели для мусульман есть в разных уголках мира.
— В отелях должно быть не только халяльное питание, но и предметы быта для мусульман — коврик для намаза, Коран. Важно, чтобы не было вызывающих картин, раздражающей музыки, алкоголя, — комментирует Марат Низамов. — Бассейны, пляжи и даже лифты должны быть раздельными для мужчин и женщин. Конечно, мусульмане могут знакомиться между собой, но это проходит по особым правилам. Все они описаны в Коране.