Бизнес идеи для электроскутера
Братья рассматривали два варианта — прямые закупки гироскутеров из Китая или приобретение их в России у оптовиков. В итоге решили поначалу с импортом не связываться. «Во-первых, чтобы наладить поставки из Китая, нужно было туда съездить, выбрать завод, договориться. А в идеале — отправить сотрудника, который будет контролировать качество перед отгрузкой товара. На старте мы не могли себе этого позволить. Во-вторых, логистика и закупочная цена при поставке маленьких партий из Китая получалась для нас дороже, а риски — выше», — объясняет Владимир. По его расчетам, закупка товара напрямую из Китая на старте обходилась бы на 10% дороже.
Фото: Олег Яковлев / РБК
«Разобрали гироскутер»
Большая часть отечественных розничных магазинов тогда закупала товар всего у одного оптовика — китайца, который привозил в Россию контейнеры «досок с колесами». У него Боровые приобрели первую партию из 100 гироскутеров общей стоимостью 1,2 млн руб. Затем Владимир нашел помещение для магазина в 80 кв. м на Лужнецкой набережной. За первый и последний месяц аренды он заплатил 90 тыс. руб. Ремонт помещения обошелся в 120 тыс. руб., а покупка мебели, компьютеров и торгового оборудования — еще в 100 тыс. руб., сайт Ярослав разработал самостоятельно. Общие затраты на запуск бизнеса составили около 1,5 млн руб.
В сентябре 2015 года магазин ElectroStreet открылся. «На старте мы все делали втроем: брат отвечал за продвижение, мой друг — за продажи, а я — за регулирование бизнес-процессов и закупку товара», — рассказывает Владимир. Основной сезон уже прошел, и за первый месяц работы Боровые продали всего 20 гироскутеров, а выручка составила около 500 тыс. руб. «У нас были планы намного более амбициозные, но хорошо, что вообще что-то продали», — признается предприниматель. Магазин, по его словам, находился в не слишком людном месте, поэтому приходилось вкладываться в рекламу. Основными каналами продвижения на начальном этапе были соцсети — Instagram и «ВКонтакте», а также контекстная реклама в «Яндексе». На старте братья тратили на раскрутку 100 тыс. руб. ежемесячно.
Почти сразу после запуска братья решили открыть сервисный центр для ремонта гироскутеров. Это могло создать конкурентное преимущество и стать источником дополнительного дохода. Они разделили помещение на две части: одна оставалась за шоу-румом, а вторая была оборудована под мастерскую. На закупку оборудования, необходимого для диагностики и ремонта электротранспорта, потратили в общей сложности около 350 тыс. руб. «Основная проблема была в поиске квалифицированных мастеров-ремонтников. Мы нашли человека с образованием радиоэлектронщика, который несколько раз разобрал гироскутер, чтобы понять, что к чему», — вспоминает Владимир. Оказалась, что техника несложная и набить руку на ремонте можно достаточно быстро.
Расчет на сервис оправдал себя: уже через месяц, в середине октября 2015 года, к Боровым обратился один из оптовиков с просьбой поставить его гироскутеры на официальное гарантийное обслуживание. «Новым поставщикам, которые привозили товары из Китая, требовалась пакетная гарантия на ремонт, — говорит Владимир. — С открытием мастерской мы стали выдавать им сервисные книжки и ставить на товар свои пломбы. А они уже могли продавать товар с гарантией хоть оптовым клиентам, хоть розничным».
Постановка на гарантийное обслуживание на год одного гироскутера обходится в 700 руб. при минимальной партии 100 шт. Если партия начинается от 1 тыс. шт., цена на гарантию снижается до 300 руб. Ломается китайская техника нередко. «Из 1 тыс. человек, купивших гироскутеры с нашей гарантийной книжкой, 50 приносят их на бесплатный ремонт. Остальные клиенты — это те, у кого гарантийный срок уже закончился: они открывают сервисную книжку, видят наши контакты и приходят к нам на платный ремонт», — рассказывает Боровой. К маю 2016 года предприятие вышло на операционную прибыль.
Электрификация всей страны
Создателем гироскутера, куда более компактного и дешевого, чем выпущенный в продажу в 2001 году легендарный Segway, считается китайский изобретатель Шейн Чэнь, который в 2013 году запатентовал в США двухколесный аппарат Hovertrax Solowheel. В том же году американские компании IO Hawk и PhunkeeDuck выпустили свои модели, чрезвычайно похожие на Hovertrax, но отличавшиеся низкой ценой. Патентные войны бренда Hovertrax Solowheel с клонами продолжаются по сей день без особого успеха.
Популярности нового вида транспорта в мире добавило то, что ездить на нем пристрастились многие медиаперсоны — певцы Джастин Бибер и Крис Браун, актер Джейми Фокс и т.д. Однако в первую очередь новинка заинтересовала детей и подростков. Сейчас на рынке представлено около десяти востребованных моделей гироскутеров, которые выпускают американские и китайские компании. Цена стартует от 8 тыс. руб. Американские устройства стоят обычно в 2,5–3,5 раза дороже китайских.
На российском рынке первые гироскутеры появились в 2014 году, но настоящий бум случился летом 2016-го. «Очень поспособствовала увеличению продаж гироскутеров реклама на телевидении: эти устройства появились в «Доме-2», на концерте Газманова, у Галустяна в КВН. Популярность после этого резко возросла», — говорит Максим Бровкин, заместитель генерального директора магазина электротранспорта Sunwheel.
Согласно данным Wordstat.yandex, если в августе 2015 года количество поисковых запросов по слову «гироскутер» составляло 54 тыс., то к сентябрю 2016-го оно достигло 2 млн. Правда, в этом году интерес поутих — в июле 2017 года гироскутеры искали 1,1 млн раз. Как правило, продажей этого вида электротранспорта в России занимаются многочисленные интернет-магазины, но есть и офлайн-точки. По данным сервиса 2ГИС, сейчас в Москве и ближайших окрестностях действует около 50 магазинов гироскутеров.
Лекарство от демпинга
В 2016 году вместе с возросшим интересом к гироскутерам появились и многочисленные предприниматели, желающие на этом заработать. «Какие-то студенты начали делать одностраничные сайты и убивать рынок демпингом. Все были вынуждены снижать цены», — вспоминает Владимир. На старте он продавал гироскутеры с маржой 50%, но ее пришлось снизить до 25%. «Те, кто не сумел оптимизировать свои расходы и грамотно настроить рекламу, начали уходить с рынка, распродавая свой товар ниже себестоимости. В этой ситуации надо было придумывать стратегию выживания», — признается он.
Боровые решили разнообразить ассортимент магазина альтернативными устройствами — сегвеями, моноколесами, электросамокатами и электровелосипедами. Покупают их реже, но и стоят они дороже, от 15–20 тыс. руб.
Работа с поставщиками новой техники велась по системе дропшиппинга: товар был представлен на сайте ElectroStreet, и по запросу клиента Боровой приобретал соответствующее устройство у поставщиков. На каждом таком запросе он зарабатывал 20%. Только самые востребованные модели были представлены в шоу-руме.
Схема была простой и поначалу не очень прибыльной: весь заработок по-прежнему шел с продажи гироскутеров. «Объемы по новым видам электротранспорта были незначительные, потому что реклама не была настроена на их продвижение, — говорит Владимир. — Тем не менее расширение ассортимента само по себе помогло развитию бизнеса. Когда люди приходят к нам в магазин, видят всю линейку существующей на рынке продукции, а потом к ним из сервисного центра выходит доброжелательный мастер, который дает рекомендации по эксплуатации, хранению и обслуживанию, все сомнения пропадают».
Фото: Олег Яковлев / РБК
Маржа на гироскутерах снизилась, хотя объемы продаж продолжали расти. И предприниматели решили закупать товар напрямую из Китая. В январе 2017 года они полетели в Шеньчжень, где располагается несколько предприятий, выпускающих электротранспорт. «Очень помогло, что с нами были наши мастера-ремонтники, которые сформировали оптимальное техническое задание на гироскутеры с учетом ремонтной статистики, слабых мест продукции и требований растущего рынка. Мы выбрали два завода и заключили с ними договоры на регулярную поставку устройств», — рассказывает Владимир.
В Шеньчжене братья оставили одного из своих сотрудников для контроля качества товара перед отгрузкой, а в Москве за 160 тыс. руб. в месяц сняли оптовый склад на 500 кв. м и назначили туда еще одного обученного сотрудника для разгрузки товара и повторного контроля качества. Первую партию в 1 тыс. гироскутеров и 250 электросамокатов Боровые получили в феврале. Остальные виды электротранспорта пользовались меньшим спросом, поэтому братья продолжили покупать их у поставщиков в Москве.
Самокаты против гироскутеров
В начале 2017 года магазин ElectroStreet переехал в более просторное помещение площадью 145 кв. м в районе станции метро «Улица 1905 года». Сейчас в компании помимо Владимира и Ярослава работают восемь человек, еще десять (фотографы, курьеры, программисты, специалисты по интернет-рекламе) братья привлекают на аутсорсинг. Доходы ElectroStreet сильно меняются в зависимости от сезона. Есть два хороших периода — с апреля по август, а также декабрь: ближе к Новому году покупатели приходят за необычным подарком для своих детей. Январь и февраль — низкий сезон: клиентов вполовину меньше, чем в весенне-летние месяцы.
Чтобы «выделиться из толпы», Владимир и Ярослав организовали YouTube-канал с видеоразборами новинок. Главными героями видео стали менеджеры магазина. Сегодня на их канале опубликовано уже 129 роликов, а общее количество просмотров составляет более 67 тыс. Главная статья маркетинговых расходов — контекстная реклама, в месяц на нее уходит в среднем 900 тыс. руб.
Работа с Китаем позволила значительно масштабировать бизнес. Если за весь 2016 год братья заработали около 15 млн руб. выручки и 3 млн руб. прибыли, то за один июль 2017-го оборот составил 21 млн руб., прибыль — 2,62 млн руб., почти половину принесли оптовые продажи. В месяц компания сейчас обслуживает порядка 20 оптовых клиентов, 80% товаров раскупают для продажи в Москве, 20% приходится на регионы.
Компаньоны разрабатывают пакет документов для запуска франшизы и консультируют других предпринимателей, как открыть магазин электротранспорта. В будущем году собираются даже запустить отверточную сборку самокатов в России — так можно сэкономить на логистике.
Правда, мода на гироскутеры, похоже, сходит на нет. Если раньше 95% средств поступало от продажи этой техники, то сейчас только 65%. По расчетам Боровых, через год выручка от продажи гироскутеров опустится до 30%, большую часть дохода будут приносить электросамокаты и электровелосипеды. «Гироскутеры по сравнению с прошлым годом действительно стали продаваться хуже. Но спрос еще есть благодаря тому, что в регионы мода пришла немного позже, — говорит Максим Бровкин. — Сейчас растут продажи электросамокатов».
Электросамокаты и электровелосипеды — это уже не игрушки для подростков, как гироскутеры, а серьезное транспортное средство, способное в некоторых ситуациях заменить автомобиль. В городе, где власти медленно, но верно усложняют автомобилистам жизнь, такой транспорт обречен на спрос, уверен Владимир Боровой.
Взгляд со стороны
«У нас здоровая конкуренция»
Андрей Николаев, руководитель компании Sky Board
«ElectroStreet — порядочная компания. У нас с ней здоровая конкуренция по гироскутерам и электрочопперам. Чтобы иметь конкурентное преимущество, мы стараемся представлять максимум ассортимента, придумывая свои расцветки. Также мы делаем ставку на регионы. У нас есть филиалы в других городах — Благовещенске, Новосибирске, Уфе, Краснодаре и Санкт-Петербурге. Но Москва по-прежнему остается основным рынком сбыта. ElectroStreet, как и мы, старается продавать качественную продукцию. В этом мы похожи. Я бы не отказался даже закупать у них товар, когда у нас что-то заканчивается. Но пока такой практики не было».
«Они предлагают не самые низкие цены, но из-за качества нам выгоднее покупать у них»
ИП Михаил Морозов, один из оптовых клиентов ElectroStreet
«Я давно закупаю гироскутеры у ElectroStreet. Выбрал ребят потому, что мне понравились цена и качество их товара. Они предлагают не самые низкие на рынке цены, но из-за качества нам выгоднее покупать у них, чем у других поставщиков. Сейчас мы заказываем от 100 гироскутеров пять-шесть раз в месяц. Доставляют все в срок, при этом бывает очень мало гарантийных случаев».
Добавлено в закладки: 0
Малые транспортные средства, которые не так давно вышли в массовое производство, с уверенностью можно назвать транспортом будущего. Утренние и вечерние пробки на дорогах – неизменная проблема крупных городов. Стремительно ухудшающаяся экологическая ситуация заставляет всерьез задумываться о переходе на более экологичные средства передвижения и особенно смене транспорта.
Сигвей, электроскутер, моноколесо – эти малогабаритные транспортные средства стали трендом, а любая модная вещь хорошо продается. Тем более, если такая вещь – весьма комфортное средство передвижения. На любом из электроскутеров можно беспрепятственно перемещаться по площадям, улицам и паркам – там, где закрыто движение для автомобилей. Доехав до ближайшей остановки общественного транспорта или станции метро, можно продолжить движение на автобусе или метро, а в конечном пункте снова встать на моноколесо или сигвей. Добраться как можно скорее до работы или места встречи в большом городе – актуальная проблема, которую помогает решить электроприводные транспортные средства.
Поскольку такая продукция, как сигвей, моноколесо или электроскутер сейчас находится на пике популярности, и вряд ли интерес к мини-транспорту угаснет в ближайшие годы, продажа малых средств передвижения – перспективная идея для предпринимательской деятельности.
Что такое электроскутеры
Для открытия бизнеса по продаже электрического мини-транспорта необходимо знать устройство каждой модели, характеристики, преимущества и особенности. Слово «электроскутер» может выступать как обобщенным названием для мини-транспорта, включая гироскопические модели, так и для более узкого класса транспортных средств, похожих на мотоциклы. Общим для всех видов является то, что они работают на электрическом приводе.
На видео: Что выбрать сигвей или гироскутер
Отдельный класс электрических средств передвижения – мини-транспорт, оснащенный гироскопами с датчиками, которые позволяют удерживать равновесие и контролировать движение с помощью положения тела. Самые легкие модели – мини-сигвеи или гироборды, которые, тем не менее, не слишком уступают в удобстве полноценным сигвеям. Есть среди гироскопических моделей и тяжеловесы – моноколесо, которые способны развивать более высокую скорость.
Сигвей
Это высокоманевренное транспортное средство с электроприводом, в котором отсутствуют ручки управления и кнопки.
Главные преимущества сегвея заключаются в том, что он:
- компактный,
- быстроходный,
- экологичный,
- не требует особой подготовки,
- превосходит по маневренности и пешехода, и велосипед.
Технология Dynamic stabilization позволяет стремительно развивать скорость и быстро разворачиваться. Система автобалансировки состоит из пяти датчиков гироскопа и двух акселерометров, которые фиксируют любые изменения положения тела. Высокая отзывчивость этого мини-транспорта обусловлена высокой производимостью процессора и интенсивностью работы датчиков, которые срабатывают 100 раз в секунду. Направление движения зависит от того, в какую сторону наклонено тело, а скорость – от угла наклона. В вертикальном положении тела сегвей останавливается. Поэтому для управления сигвеем не нужны особые навыки, а также получение прав на управление: осваиваешься, привыкаешь за 2–3 минуты и едешь.
На видео: Выбор поставщика сигвеев
Технические характеристики (усредненные):
- развивает скорость до 18 км/ч,
- весит около 45 г,
- выдерживает до 140 кг,
- аккумулятор выдерживает до 40 км.
На сегвее можно проехать там, где не проехать на скутере или велосипеде: будь это торговый комплекс, аэропорт, выставочный центр или парк. Мощный электродвигатель в 2 л.с. позволяет сегвею ездить по асфальтированной и грунтовой дороге.
Гироборд
Мини-сигвей, он же гироборд, внешне похож на скейт. От сегвея отличается меньшими размерами и отсутствием ручки. Массивные колеса способны выдержать в среднем вес до 100 кг, некоторые модели – до 130 кг. Держит заряд на 20–25 км. Мощность электродвигателя позволяет ездить по различным ландшафтам, быстро набирать скорость и преодолевать даже крутые подъемы. Некоторые гироборды оснащены динамиками для проигрывания музыки через блютуз.
На видео: Мощный электоро-байк
Моноколесо
Еще один инновационный вид гироскопического транспорта. Продолжает ряд компактных средств передвижения. Легко переносить с собой по городу, удобно ездить не только в черте города в плотном потоке пешеходов, но и за пределами города.
Как и в других видах мини-транспорта с электроприводами, принцип работы моноколеса основан на гироскопической системе с датчиками и сверхбыстром процессоре. Направление движения контролируется наклоном тела.
Некоторые модели оснащены дополнительными функциональными возможностями. Среди прочих возможность во время слушать музыку с телефона, отправлять на смартфон информацию о геолокации и техническом состоянии моноцикла.
Так как эта модель гиротранспорта тяжелее других, производители комплектуют его удобной ручкой, которая позволяет легко катить моноколесо там, где нельзя проехать. Этот вид транспорта передвигается бесшумно, потому для работы в темное время суток необходимы лампочки. Некоторые модели оснащены встроенной подсветкой, для других их можно приобрести в качестве аксессуара.
Технические характеристики:
- аккумулятор держит заряд до 50 км или 1,5–2 ч. (в зависимости от стиля езды),
- развивает скорость до 30 км/ч (некоторые – до 45 км/ч),
- диаметр 5–18 дюймов,
- массой от 9 до 18 кг.
Электроскутер
Еще один вид экологичного транспорта небольших размеров для передвижения по городу и за его чертой – электроскутер. Внешне он напоминает привычный скутер, однако оснащение его полностью отличается от «старшего брата».
Бензиновый двигатель с выхлопной трубой заменяет мотор-колесо – двигатель, вмонтированный в заднее колесо. Контроллер посылает импульсы в этот мотор-колесо и заставляет его крутиться. Такое устройство повышает КПД и делает электроскутер почти бесшумным.
Технические характеристики электроскута:
- мощность двигателя в пределах от 350 Вт до 2000 Вт,
- аккумулятор выдерживает дистанции от 40 до 80 км,
- развивает скорость до 80 км/ч,
- масса около 80 кг.
Несмотря на то, что на современном рынке его стоимость выше цены бензинового аналога, экономичность и удобство заключается в отсутствии затрат на бензин. При необходимости всегда можно подзарядить такое транспортное средство в любом населенном пункте.
Как начать свой бизнес по продаже мини-транспорта
Для открытия магазина по продаже самоходной электроники необходимо организовать торговое помещение в соответствии со спецификой товара. Расположение магазина должно быть удобным, желательно в центре города, в месте с большой проходимостью.
Данная категория транспорта пользуется огромной популярностью у молодых людей, а значит и обстановка должна отвечать их запросам. Лучше всего если интерьер будет в стиле хайтек с использованием металла, пластика и стекла, а также большим количеством децентрированного освещения, к примеру, с абстрактной росписью стен, как на многих сигвеях. Помещение лучше разделить на зоны: залы для транспорта различных видов, продажи аксессуаров с гаджетами.
Для того чтобы каждый покупатель смог подобрать то, что ему по душе, в магазине должен быть представлен широкий ассортимент. Как минимум, это должны быть основные модификации, конструкции и марки каждого вида мини-транспорта. Заполнить магазин всей техникой вряд ли удастся, потому не помешают каталоги с возможными вариантами. Торговое помещение должно соответствовать установленным нормам и правилам, а также противопожарным требованиям. Помимо самого мини-транспорта с электроприводами стоит инвестировать средства в закупку различных аксессуаров и запасных деталей для этого вида транспорта.
Кроме открытия стационарного магазина, обязательно стоит запустить его интернет-версию. Основная часть потребителей – люди до 40 лет, которые привыкли покупать товары, не выходя из дома. Привязка к реальному адресу повысит доверие покупателей к вашему интернет-магазину. Качественные фото мини-транспорта с подробным описанием товара, цен, контактные данные магазина, адрес, информация рекламных акциях и скидках – все это позволит существенно увеличить число своих покупателей.
Для открытия магазина по продаже мини-транспорта на электроприводе достаточно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель (ИП). Затраты на регистрацию составят до 1000 рублей. Ведение оптово-розничной торговли для ИП не требует получения разрешения. Преимуществом является упрощенный бухгалтерский и налоговый учет деятельности, оплачивается только один налог: или единый, или НДЛФ от деятельности.