Бизнес идеи без провала
В бизнесе (как и в жизни) бывают случаи, когда хочется закрыться дома, грустить и никому не показываться. Например, когда заказал большую партию товара по акции, и пришло фуфло, или когда подвел давний партнер и даже трубку не берет.
Молодым бизнесменам переживать такие ситуации труднее всего. Но один провал — не повод закрывать бизнес и уходить в дауншифтеры. Мы собрали четыре истории разной степени тяжести от опытных предпринимателей, где они рассказывают, что пошло не так и чему они научились на своих ошибках.
Имена изменены, но истории реальны.
Не спешить, если пожара не видно
Не самая большая, но смешная ошибка: работала я тогда в PR отделе (громко сказано) интернет-магазина велотоваров. Заказали для мероприятия флаги большие и флагштоки. Все это в запарке, дыму и жуткой спешке. Привезли их рекламщики, а проверять по сути и некогда. Все горит, рекламщики торопят, накладные подписываются и привет: флагштоки без крепления-основания пришли. Ставили на мероприятии это дело под жуткий гогот, подпирая трубу камнями (спасибо парням-велосипедистам — дружные они). Фотографии потом с велотусовки с этими флагами были на удивление приличные. Так как руководитель организации не сильно запаривался за эти флаги, после закинули их на склад для хранения и придумали легенду «как мыши съели подставку» на всякий случай.
Кроме части моих нейронных связей тогда никто не пострадал. Помогла смекалка и способность логически мыслить. С тех пор я больше не ведусь на спешку вообще. Пожара не вижу — значит все проверяем от и до. Можно медленно и «с перекурами», но тщательно.
Не обещать сделать то, чего не умеешь
Однажды я взялся делать проект интернет-магазина с подключением к к европейскому агрегатору товаров. Таких проектов в России было на тот момент всего 6, а у нас не было опыта даже с обычными интернет-магазинами. Заказчик хотел сайт на одной системе управления, но в итоге, когда мы уже взяли бабло, сказали ему, что сделать на этой системе не сможем (было стыдно). Предложили другой вариант, и слава Господу, что я нашел человека, который смог это сделать.
В конечном итоге сделали все хорошо, не заработав, правда, на этом проекте даже 1000 рублей — работали ради работы. И все-таки заказчик попросил перенести вебсайт на другую систему управления — bitrix (с ними мы вообще никогда не работали).
Я не стал консультироваться с программистом и командой, и назвал ему сумму за работы «с потолка». В дальнейшем оказалось, что я взял в 2,5 раза меньше, чем стоит разработка. Говорить: «Платите мне еще денег! В 4 раза больше!» было уже не вариант. По крайней мере я так думал. Я понял, что за свои деньги делать сайт заказчику не буду, пришлось отказать ему. Было очень стремно, казалось, что это провал, боль и вообще конец.
Спустя полгода я узнал, что этот заказчик все-таки перенес свой сайт на bitrix, и заплатил за это больше 450 тысяч рублей (я простил 140 тыс.). После этого стало обидно: я мог объяснить, что неправильно рассчитал стоимость работ и нужно увеличить бюджет, а не бояться, что наглею.
В итоге я больше не беру уникальные проекты, не посоветовавшись с их непосредственным разработчиком.
Объяснять, что входит в стоимость работ
В общем, дело было так: накануне нового года звонок из Ханты-Мансийска (богатые севера, крутяк!) — «Нам срочно нужен сайт для нашего ЧОПа!!! Нужен вчера! Платим двойную цену или сколько скажете». Назвала стандартную цену, сделали вчера, ударили по рукам, запустили в свет. Где-то к февралю звонок от ЧОПовцев: «А почему наш сайт не показывается на первой строчке Яндекса?». Объясняю, что SEO — дополнительная услуга, за нее как бы платить надо (2011 год был, все такое). Директор ЧОПа на меня орал матом, говорил, что приедет в «наш сраный Екатеринбург», а еще у него есть табельное оружие. И никто потом ничего не докажет.
В итоге я вернула ему деньги, конфликт был исчерпан. Сайт постоял в интернете под купленным для заказчика доменом, но потом самостоятельно закрылся. С тех пор всегда рассказываю заказчикам, что поисковое продвижение не входит в разработку сайта. По три раза, разными словами. И что оно может по итогу стоить в несколько раз дороже самой разработки сайта. И что в соцсетях продвигаться — это тоже не равно разработке сайтов.
Но теперь с этим попроще — все уже в курсе, что и кому нужно.
И еще 6 правил, которые хорошо бы соблюдать
Моя главная неудача в бизнесе — полное разорение.
Дело было даже не в России. Все просто: рост курса доллара заставил менять курс развития (цена на товары с Китая выросла). После 2,5 лет работы (полтора года только в плюс и последние полгода в ноль или минимальная прибыль) пришлось закрыться. Это был болезненный удар — я вложил в этот бизнес все деньги.
Затем я занялся другим делом, уже без привязки к доллару, но сильные мира сего съели не прожевав. После занимался выпуском антибуксовочных лент. Почему ушел — читать в пункте №6 правил, которые нужно соблюдать, чтобы не облажаться:
- Заниматься выпуском своего товара/продукции, которая не зависит от курса $.
- Всегда быть готовым к проверкам со стороны надзорных органов.
- Лень. Убрать. Вообще.
- Экономия должна быть не везде. И работать ради того, чтобы отложить, нужно не всегда.
- Нужно идти в ту сферу, с которой более-менее знаком или в ту, в которую влюблен.
- Не работать с друзьями! Друзей потеряете. Но если решились, то нужно договариваться на берегу: с договорами и прописанием всех пунктов партнерства или сотрудничества.
Отказы — это нормально. Учитесь принимать их
Еще одна болезненная вещь в жизни и бизнесе — это отказ. В поставке товаров, в сотрудничестве, в кредите, в конце концов. Не стоит принимать каждый из них близко к сердцу, а затем гуглить «заговоры на неудачу в бизнесе врага». Лучше научитесь справляться с собственными неудачами.
К тому же призывает Джиа Джианг — основатель компании, которая с помощью корпоративных тренингов помогает людям бороться со страхом отказа: так они повышают эффективность отделов продаж. Сам Джиа тоже боялся услышать «Нет», но научился с этим справляться. Что вышло из его челленджа «100 дней отказов» смотрите в выступлении на Ted talks.
А какие правила вы вынесли из собственных ошибок? Расскажите об этом в комментариях!
Советуем прочитать
- Фрод в интернет-магазине: как бороться с ложными заказами, хейтерами и разочарованием
- Репутация врача — локомотив медицинского маркетинга
- Тест: Какая ты рыба в океане PR?
- Инфопартнер мероприятия — кто это и зачем он нужен
- Как победить хаос в отделе продаж. Классификация обращений
Если руководствоваться законом Парето, то из 10 запущенных в реальную жизнь идей 8 провалятся и только две выживут. Мы все любим читать истории успеха предпринимателей, но часто не задумываемся о том, что огромный процент проектов терпит крах и люди теряют деньги. Порой это суммы в десятки и сотни миллионов долларов.
О таких проектах и поговорим сегодня.
Невозможно вести бизнес без риска. С чего все начинается? Ну, первоначально появляется перспективная идея, в которую возникает желание вкладывать деньги. Причем следует отметить, что хочется вложить не только предполагаемую ранее сумму, но и все, что есть на «балансе», только бы получилось! После остается только ждать … авось, повезет.
Посмотрим на топ-6 бизнес-проектов, которые не оправдали ни вложения, ни надежды инвесторов
Бизнес-проект №1. Ё-мобиль.
Средняя цена на автотранспортное средство данного типа, в зависимости от типа комплектации, варьировалась от 450 000 до 490 000 рублей. Выпуск данной гибридной модели планировался на начало 2015 года.
Размер финансовых инвестиций составил примерно 250 миллионов евро. В течение всего этапа разработок было создано всего лишь четыре рабочих экземпляра. Причем один из них в качестве рекламы был презентован самому известному и провокационному российскому политику – Владимиру Вольфовичу Жириновскому.
Кузов произведенного гибрида Ё-Crossback EV имел всего три двери. К большому сожалению сделать гибридную установку не вышло, по этой причине для работы машины используется только электричество. Закрытие проекта состоялось весною прошлого года.
Бизнес-проект №2. Спутник — поисковая система.
22 мая 2014 года разработчики российской компании «Ростелеком» создали поисковую систему и целый интернет-портал, который получил название «Спутник».
Цена разработки – 60 миллионов долларов США. В первые несколько суток число переходов на другие интернет-ресурсы составило более пяти миллионов. А вот уже на начало сентября 2014 года этот же показатель понизился до отметки в 16 600 посетителей. На данный момент, по статистике «LiveIntrnet» ежемесячно на данном интернет-портале бывает не менее чем 1 000 людей.
Бизнес-проект №3. Транспорт на двух колесах Segway.
Размер финансовых инвестиций – 125 000 000 долларов США. Инновационное транспортное средство было разработано специально для того, чтобы стать заменой привычным автомобилям и изменить привычную транспортную систему в принципе. Невзирая на использование продвинутых технологий, данное средство стало альтернативным вариантом «гибрида» пешей прогулки и езды на авто. Но ведь этому уже давно нашлась замена — велосипед, да и стоимость его в несколько десятков раз доступнее.
Сегодня Segway не стал заменой автомобилю. Он стал чем-то вроде аттракциона, на котором можно покататься в ближайшем развлекательном парке.
Кстати, мы уже писали о том, как зарабатывать на прокате Segway, кому интересно, посмотрите.
Где взять деньги для начала собственного бизнеса? Именно с этой проблемой сталкивается 95% начинающих предпринимателей! В статье «Где взять деньги на бизнес» мы раскрыли самые актуальные способы получения стартового капитала для предпринимателя. Так же рекомендуем внимательно изучить результаты нашего эксперимента в биржевом заработке: «посмотреть результаты эксперимента»
Ко всему прочему, уже на первых парах изобретение получило плохую славу. В 2010 году миллионер ДжимиХеселден, который является владельцем компании «Сигвей», в возрасте 62 лет погиб прогуливаясь на инновационном двухколесном транспорте. По нелепой случайности он не смог справиться с управлением и сорвался в речку в Великобритании.
Бизнес-проект №4. Yotaphone.
Данная разработка была выпущена в свет в конце 2013 года. Над проектом совместно с другими трудилась отечественная производственная организация «YotaDevices». Этот lte- телефон оснащен двумя действующими независимыми экранами – жидкокристаллическим и дисплеем, который работает при использовании технологии «‘электронные чернила».
В прошлом году вышла новая модель – Yotaphone 2.
Размер инвестиционного фонда – около 50 миллионов долларов США. За первые тридцать дней в розницу было продано около 600 экземпляров. Сегодня эту разновидность «умного телефона» можно приобрести на рынке, но, к большому сожалению, особой прибыли от этого инвесторы не чувствуют.
Ситуацию даже не исправила рекламная компания, а ее возглавляли первые лица государства.
Бизнес-проект №5. Сервис Bippy.
Сервис Вippy предназначен для того, чтобы пользователи сети могли делиться с друзьями новостями о своих последних приобретениях, сделанных с помощью карты.
Размер инвестиционного капитала – 13 000 000 долларов США.
Идея не сработала, потому как мало кто из пользователей сети Интернет захотел предоставлять компании-разработчику данные о паролях своих банковских карт. Да и ко всему прочему, покупки в сети не так уж и интересными среднестатистическому обывателю.
Бизнес-проект №6. Авто от производителя «Marussia Motors».
В 2007 году известным автогонщиком и шоуменом Николаем Фоменко при поддержке бизнесмена Ефима Островского была основана одна из самых крупных отечественных автомобилестроительных компаний. Именно эта организация занималась производством «спорткаров» «Маруся».
Уже спустя 7 лет данная компания была объявлена банкротом, и все ее имущество распродали на аукционе.
Общий вклад в проект составил 100 000 000 евро. Но, к большому сожалению, концепт нового автомобиля оказался неспособным к жизни и, как следствие, серийного производства «спорткара» не случилось.
Проект «Маруся» был не единственным.
В начале 2014 года на государственном уровне было выделено 3 600 000 000 рублей для разработки автотранспортного средства, предназначенного для правящих лиц страны. Рабочее имя разработки – «Кортеж». Бюджет планировалось использовать в течение двух последующих лет.
Занимались разработкой ФГУП НАМИ и концерн «MarussiaMotors».
Культурный центр Ким Бейсингер
Американский журнал Entrepreneur, анализируя неудачные бизнес-идеи знаменитостей, поставил актрису на первое место в рейтинге «эпических провалов».
В 1989 году Ким вместе с пенсионным фондом штата Джорджия AmeriTech собиралась выкупить у семьи Браселтон землю, на которой располагается одноименный город. Сумма сделки составляла $20 млн. Актриса начала с того, что за $600 тыс. выкупила здание банка в центре города.
Одна из улиц в городе Браселтон
© wikimedia.org
Бейсингер планировала превратить город в культурный центр — проводить кинофестивали и художественные выставки, чтобы привлечь туристов, но дальше разговоров дело не пошло. После того как актрису обязали выплатить $8 млн за отказ от съемок в фильме «Елена в ящике», Ким объявила о банкротстве. AmeriTech расторгнул сделку, потеряв миллионы. А Бейсингер продала выкупленное здание за те же $600 тыс., чтобы рассчитаться с долгами.
Инвестиционная компания Боно
Лидер U2 — сооснователь и управляющий партнер Elevation Partners, частной акционерной компании, специализирующейся на развлекательном и медиабизнесе.
Сначала дела шли успешно, но затем решение Боно инвестировать в Forbes и Palm Inc. привело к многомиллионным потерям. Компания 24 Wall Street назвала его худшим инвестором Америки. Тем не менее бизнес Боно остается на плаву, а в 2015 году музыканта пригласили в корпорацию TPG Capital в качестве специального консультанта по технологиям.
Линия одежды Канье Уэста
Уэст много лет говорил, что хочет создать модный бренд. Ближе к концу нулевых рэпер собрал команду специалистов и приступил к работе. Создатели коллекции вдохновлялись идеями Александра МакКуина, Филлипа Лима и Криса Ван Аша, искали винтажные вещи в комиссионных магазинах и на блошином рынке Лос-Анджелеса Rose Bowl. Инсайдеры сообщали, что Канье вникал во все детали и работал над коллекцией с утра до ночи, сделав ее приоритетной задачей.
Грандиозный дебют коллекции был назначен на 2009 год, но не состоялся. Из-за грубости, допущенной Уэстом в адрес певицы Тейлор Свифт на церемонии вручения наград MTV, рэпер на время ушел в тень. Офис бренда в Лос-Анджелесе вскоре закрылся, похоронив надежды на открытие флагманского магазина и презентацию в Нью-Йорке. От коллекции осталось довольно много образцов, но она так и не пошла в производство.
«Шуму много, толку мало» — написали об этой идее критики и СМИ.
Банковская карта сестер Кардашьян
Ким, Хлое и Кортни в 2010 году создали Kardashian Kard — предоплаченную дебетовую карту для молодых людей. Карта якобы позволяла молодежи жить как сами сестры Кардашьян, которым «необузданное потребление» изначально по карману. При этом новинка предусматривала абсурдно высокие комиссии и штрафы, в том числе за закрытие карты.
Эти факты заинтересовали генерального прокурора штата Коннектикут Ричарда Блюменталя. Он написал запрос в банк — эмитент карты, University National Bank, где поставил под сомнение законность санкционных платежей. «Невозможно достичь материального статуса Кардашьян, используя эту карту», — указал Блюменталь. Сестрам не хотелось ассоциироваться с этим утверждением, поэтому месяц спустя проект был закрыт.
Бутик-отель Джея-Зи
Шона Картера (настоящее имя Джея-Зи) считают успешным предпринимателем. Но в отельном бизнесе мужу Бейонсе не повезло. В 2007 году рэпер вместе с девелоперами Чарльзом Бейкманом и Абрамом Шнаем выкупил бывший склад компании Time Warner Cable на Манхэттене. Партнеры планировали строительство сети бутик-отелей J Hotels. В 2009 году между партнерами и кредиторами начались судебные процессы: стороны подали в адрес друг друга исковые заявления. В результате в 2010 году Джей-Зи передал права собственности на здание фирме, подконтрольной кредиторам.
Подводный ресторан Стивена Спилберга
В середине 1990-х годов знаменитый режиссер совместно с исполнительным директором корпорации Dreamworks Джеффом Катценбергом открыли два ресторана под названием Dive! — в Лос-Анджелесе и Лас-Вегасе. Оба здания оформили в стиле знаменитой желтой субмарины из песни The Beatles. В меню предлагались подводные салаты и десерты. Каждые 30 минут во всем помещении гас обычный свет и загорались мигающие красные огни, имитирующие глубокое погружение. Однако финансово проект пошел на дно без всякой имитации. В 1999 году оба ресторана, поначалу успешные, пришлось закрыть.
Веганские туфли Натали Портман
Актриса и известная экоактивистка в сотрудничестве с фирмой Te Casan в 2008 году выпустила линию обуви для веганов. В интервью The Times Портман рассказала, что создала коллекцию из-за отсутствия на рынке повседневной обуви из качественных искусственных материалов. «Стелла Маккартни создает великолепные туфли, но они слишком дорогие и модные. Мне нужны были обычные Mary Jane, но не из кожи. Я покупала обувь в сети Target, где вещи по определению веганские — просто потому, что дешевые. Но мне хотелось туфли не из пластика».
Туфли из искусственных экологичных материалов, разработанные для обувной линии Портман, стоили $250 за пару. Прибыль от продаж должна была идти в пользу природоохранной организации The Nature Conservancy. Однако в декабре того же года магазины и сайт компании Te Casan закрылись из-за финансового кризиса, а Натали осталась без партнера.
Экодома Брэда Питта
Самая свежая история о провальном звездном бизнесе — скандал с энергоэффективными домами, построенными фондом Питта для жителей Нового Орлеана.
Актер влюбился в город во время съемок «Интервью с вампиром» и купил дом во французском квартале. Приехав в NOLA в 2006 году, Брэд был поражен тем, что после урагана «Катрина» строительство в городе почти не велось. Он создал фонд, который к 2011 году возвел 150 экодомов. Стоимость одного здания не превышала $150 тыс. На крыше каждого строения установлены солнечные панели, а материалы, из которых построены дома, отвечают строжайшим требованиям экологичности. Брэд верил, что его экодома станут образцом для строителей всего мира.
Один из построенных экодомов
© nola.curbed.com
Однако в январе этого года владельцы энергоэффективного жилья подали на актера в суд, указав, что в их домах неправильно установлены газопроводы, а части отдельных зданий гниют и разрушаются.
Питт ходатайствует об исключении его из процесса, что, по мнению адвоката 109 собственников-истцов, приведет к тому, что шансов на новое жилье у его клиентов не будет.
Автомойки, чартеры и издательский бизнес Ленни Дикстры
Бывшая звезда New York Mets и Philadelphia Phillies прославился целой серией провальных проектов. Завершив спортивную карьеру, бейсболист владел сетью прибыльных автомоек в Южной Калифорнии. Через некоторое время на него подали в суд члены его семьи и деловой партнер за попытку разорить бизнес.
После этого Дикстра стал биржевым аналитиком, а затем открыл The Players Club, предприятие, которое одновременно пыталось быть финансовым изданием, чартерной авиакомпанией и инвестиционным домом. The Players Club ориентировалась на спортсменов, но спросом ее услуги не пользовались. В этот раз с исками к Ленни обратились все, начиная от банков и заканчивая родным братом. Он объявил себя банкротом и отдал в счет уплаты долгов дом в Калифорнии стоимостью $17 млн. Федеральные власти предъявили бейсболисту обвинение в мошенничестве, попытке скрыть активы во время банкротства и отмывании денег.