Бесплатный бизнес план для мини нпз
Бизнес на нефтеперерабатывающем мини-заводе – легальный и заведомо рентабельный проект в силу того, что спрос на горючие и смазочные материалы постоянно высокий. Для его организации потребуются не только значительные инвестиции, но и профессиональные знания как в области нефтепереработки, так и в сфере предпринимательства.
Описание бизнес-идеи открытия мини-НПЗ
Монополистом в нефтепереработке является государство, но это не значит, что добиться успеха в данной сфере частному предприятию невозможно. Успешность дела базируется на трех составляющих:
- постоянный источник нефти;
- удобная логистика;
- налаженный сбыт готовой продукции.
Производительность мини-НПЗ редко превышает 1 000 000 тонн/год. В число выполняемых заводом работ обязательно входит первичная переработка нефти с последующим облагораживанием фракций. Минимальный ассортимент продукции включает в себя горючий газ, моторные топлива, мазут.
Преимущества мини-завода по переработке нефти
Преимуществами небольшого НПЗ являются:
- гибкость производства;
- невысокие затраты на монтаж и транспортировку оборудования;
- небольшой штат (с перспективой полной автоматизации процессов);
- сниженные текущие и капитальные расходы.
Организационный план предприятия
Выбор места под строительство
Для строительства завода подойдет земельный участок площадью от 300 кв. м, удаленный от ближайших населенных пунктов более чем на 3 км, но при этом не выводящий из оборота пахотные земли. Хорошо, если рядом будут находиться железнодорожные пути и городские коммуникации.
Удобным вариантом является поиск старой заброшенной нефтебазы. Это позволит решить вопрос с инфраструктурой и логистикой, а также сэкономить на первичном обустройстве, вкладывая средства только в ремонт зданий и сооружений.
Логистика
Наиболее распространены три способа получения заводом сырья и отправки готовой продукции:
- Подключение к магистральным трубопроводам – возможно при заключении контрактов транспортирующей компанией на поставку нефти объемом не менее 1 000 000 тонн/год. Качать сырье из таких магистралей всегда минимум на 30% дешевле, чем перевозить цистернами (для одинаковых условий и расстояний – это регламентирует законодательство РФ).
- Использование ж/д транспорта – подходит одновременно для доставки сырья и отгрузки продуктов. Достоинством такого вида логистики является возможность доставлять небольшие партии нефти, но даже при наличии действующего железнодорожного полотна придется достраивать участок путей, ведущих непосредственно к НПЗ, и оборудовать их эстакадами налива. Ограничением является тот факт, что одна цистерна вмещает около 50 тонн нефтепродукта, а состав насчитывает не более 50 вагонов.
- Перевозка готовых нефтепродуктов автоцистернами (объем их составляет 28–32 л) обходится дороже, чем железнодорожным составом. Кроме того, битумовозы должны быть оснащены специальными системами, которые подогревают груз.
Оборудование
Состав оборудования зависит от производительности нового НПЗ, его профиля (топливный, топливно-масляный или топливно-нефтехимический) и глубины переработки (15–25% бензина от общего объема сырья; 25–35% дизельного топлива; 35–55% мазута; углеводородного газа – 3%).
Проектирование завода следует поручить специализированной организации, которая составит грамотный бизнес-план мини-НПЗ, подберет оптимальный набор установок, организует монтажные и пусконаладочные работы. Удешевить процесс можно покупкой комбинированной установки от производителей.
Основное оборудование мини-НПЗ включает в себя следующие позиции:
- резервуары;
- нефтеперерабатывающие установки;
- оборудование эстакад слива-налива;
- лаборатория и оборудование для нее;
- собственная котельная и оборудование для нее;
- насосы для нефтепродуктов.
Из расходных материалов понадобятся катализаторы, щелочи, деэмульгаторы.
Персонал
Кадровый состав НПЗ можно разделить на три большие группы:
- административно-управленческая группа;
- производственники (все ИТР имеют профильное образование и сдают квалификационные экзамены, после чего организуют обучение рабочих);
- обслуживающий штат.
Режим работы на НПЗ предусматривает круглосуточный трехсменный график, кроме сервисных служб, которые работают по односменной схеме.
Варианты сбыта готовой продукции
Потенциальными клиентами бизнеса являются заправочные станции разного типа, сельское хозяйство, авиация, судоходство, а также мелкие нефтебазы и другие потребители, которые нуждаются в мелкооптовых партиях продукции. Производство мазута ориентировано на котельные и ТЭЦ.
Финансовые показатели проекта
Инвестиции в открытие мини-НПЗ
Стартовые вложения в предприятие составят (в тысячах рублей):
- затраты на регистрацию и получение всех необходимых разрешений – 20;
- строительство и оборудование завода – 15 000;
- первоначальная закупка сырья – 2 000;
- затраты на рекламу – 50;
- зарплата персонала на время подготовки компании к запуску – 600;
- коммунальные платежи в подготовительный период – 100;
- резерв на непредвиденные расходы – 50.
Итого: 17 820 000 рублей.
Текущие расходы
Ежемесячно предприятие будет тратить (в тысячах рублей):
- общие расходы на обеспечение сырьем и материалами – 4 000;
- коммунальные платежи – 300;
- зарплата персонала – 1 000;
- затраты на рекламу – 30;
- резерв – 20.
Итого: 5 350 000 рублей.
Доходы и расчет прибыли, рентабельность
Основной доход бизнеса образуется за счет процессинга (отгрузка готовой продукции происходит посредством самовывоза по 100%-й предоплате). Дополнительным заработком могут стать сервисные услуги нефтепереработчикам, которые не имеют своих мощностей (бизнес на давальческом сырье является неакцизным).
Доход мини-НПЗ может достигать 7 500 000 рублей в месяц. Рентабельность составляет порядка 25–30%. Затраты в дело окупаются через 9 месяцев, если предприятие с самого старта работы выйдет на плановые показатели производства и сбыта продукции, иначе наступления точки окупаемости следует ожидать через 12–14 месяцев.
Деятельность мини-НПЗ рентабельна в районах, где большим нефтяным компаниям невыгодно работать из-за недостаточных объемов спроса на продукцию. Привлекательность бизнеса объясняется тем, что при относительно небольших рисках доход предприятия достаточно высокий.
Купить готовый бизнес план
Бизнес на нефтеперерабатывающем мини-заводе (НПЗ) всегда был и остается самым рентабельным делом. Спрос на нефтепродукты постоянно высокий. Прежде всего, они используются в:
- судоходстве (мазут);
- городских котельных (мазут, печное топливо);
- сельском хозяйстве (мазут, солярка, дизельное топливо);
- бензоколонках (продажа бензина в розницу).
Для успеха нефтеперерабатывающего завода необходимо иметь независимый источник нефти и доступ к железной дороге. Тогда можно предлагать рынку конкурентные цены на продукцию вашего мини-завода.
Инвестиции в проект
Определить примерную сумму инвестиций в бизнес сложно, но необходимо рассчитывать как минимум на 15 млн долл. Конечная сумма зависит от ряда факторов и прежде всего от масштабности проекта. Для вычисления необходимой суммы используют сумму затрат, которые потребуются для организации трех основных составляющих бизнеса:
- источника нефти;
- логистики до места переработки (железная дорога или нефтепровод);
- каналы сбыта.
Если можно обеспечить нормальную работу всех трех составляющих, есть смысл строить нефтеперерабатывающий завод. Надо учитывать, что после того, как будет сформирован бизнес-план, потребуется еще полтора года на составление и утверждение проектов, различных изысканий и собственно строительства. Вложенные же инвестиции обычно возвращаются по истечении трех лет от начала работы нефтеперерабатывающего мини-завода.
Особенности мини-формата
При строительстве крупного нефтеперерабатывающего завода приходится конкурировать с государственными производствами. А это довольно сложно, даже когда конкуренция в целом невысокая. Мини-завод намного выгодней, так как государственные структуры не рассматривают его как веского конкурента. Как правило, НПЗ такого формата открывают там, где объемы добычи нефти небольшие, а потому строительство крупного производства экономически невыгодно.
Но спрос на нефтепродукты есть везде, поэтому в таких местах НПЗ может покрыть спрос, в том числе и на сопутствующие услуги. То есть, основными продуктами производства завода являются:
- различные бензины;
- дизельное топливо;
- печное топливо;
- мазут;
- соляровое масло.
В то же время можно оказывать услуги по нефтепереработке мелким добытчикам, которые за месяц добывают от двух до пяти тонн продукта. Это не акцизное производство, но имеющее право на жизнь, так как подобных добытчиков, разрабатывающих старые месторождения, по стране работает немало. Доходность такого НПЗ составит около 50% годовых.
Цикл производства
Практика показывает, что не стоит включать в бизнс-план НПЗ помимо переработки нефти еще и ее добычу или сбыт готовой продукции. Даже как сопутствующий бизнес эти направления только расшатывают стабильность работы НПЗ. Поэтому лучше работать с независимыми нефтедобывающими компаниями, закупая у них сырье. Как вариант, можно участвовать в конкурсах крупных нефтяных компаний по закупке сырья. Но они обычно выставляют крупные лоты.
Сбывать продукцию лучше тоже через оптовых дилеров. Как правило, маркетинг завода строится исходя из его специфики. Но обычно готовая продукция продается по 100% предоплате на условиях самовывоза.
Вопросы логистики
Логистика имеет ключевое значение в будущем бизнесе. Составляя бизнес-план, необходимо остановиться на одном из возможных вариантов доставки сырья:
- железная дорога;
- специализированный трубопровод.
Железная дорога
Использование железной дороги как канала транспортной связи между нефтедобывающим и нефтеперерабатывающим производством имеет свои преимущества и недостатки. Преимущество железнодорожного транспорта в том, что обычно нет необходимости строить полностью ветку от поставщика сырья до НПЗ. Как правило, можно достроить ветку до уже проложенного железнодорожного полотна. Мало того, можно построить свой мини-завод на месте бывшего производства, где такое полотно уже проложено. Это сократит инвестиции на логистику, позволив вложить средства в другие сферы развития предприятия.
Но как транспортное сообщение, так и объемы производства завода в целом надо рассчитывать исходя из возможностей расположенных неподалеку нефтедобывающих предприятий. Расчет транспортной нагрузки будет исходить из того, что в одну цистерну помещается около 50 тонн нефти. Поставляются они составами до 50 вагонов в одном. То есть один состав может привести где-то 3 тыс. тонн нефти за один раз для переработки. Из этого объема сырья завод может произвести в месяц около 50 тыс. тонн нефтепродуктов, которые тоже надо как-то доставить заказчикам. В год это составит порядка 500 тыс. тонн.
Трубопровод
Чтобы использовать в качестве транспортной системы трубопровод, необходимо подключиться к системе Транснефти. Причем с заявлением о подключении надо обращаться не к ней, а в компанию по добычи сырья. А все потому что обязательным условиям подключения является закупка сырья не менее, чем на миллион тонн в год. Такие объемы может предоставить далеко не каждый добытчик. А те, кто могут, уже имеют контракты с более крупными нефтеперерабатывающими компаниями.
Проектная часть завода
Итак, прежде чем строить завод, надо определиться с мощностью вашего производства и подписать проекты о намерениях с поставщиками, где будут согласованы объемы закупаемого сырья. Только после этого можно приступать к следующему этапу – подготовке бизнес-плана НПЗ и технико-экономического обоснования производства. Как уже говорилось, эти документы будут основываться на реальных возможностях объемов поставки сырья.
Желательно, чтобы план и проект завода был разработан одной из ведущих нефтеперерабатывающих компаний, например, «Шелл». Это придаст надежности вашему проекту и повысит лояльность инвесторов, спонсоров, банков. Конечно, это увеличит расходы на старте, но в результате даст возможность получить больше оборотных средств.
Место под строительство
Что касается поиска места под строительство завода, то лучше всего искать старую заброшенную нефтебазу. Это минимизирует риски закрытия вашего производства из-за создания неблагоприятной экологической обстановки. Как правило, она уже там находится в плачевном состоянии. Еще одно преимущество – налаженная инфраструктура. Обычно к базе уже проложена железнодорожная ветка, есть эстакады. А вложения в их ремонт, как правило, намного ниже, чем инвестиции в строительство. Кроме того, обычно на таких местах оборудованы условия для хранения сырья и готовых нефтепродуктов, что тоже сокращает план инвестиций на старт проекта.
Еще один важный нюанс – рядом с такими территориями обычно уже работают нефтедобывающие компании, которые в свое время отработали схему поставок сырья на базу. Все эти факторы благоприятно влияют на финансовый план вашего будущего нефтеперерабатывающего завода.
Сбыт готовой продукции
Опять же, если возводить завод на территории бывшей базы, то можно получить уже готовую клиентскую сеть. Это могут быть:
- бензоколонки, которые не могут покупать топливо у крупных производителей из-за малых объемов реализации;
- муниципальные власти, которым необходимо топливо для котельных;
- мелкие нефтебазы, которые нуждаются в мелкооптовых партиях.