Арт бизнеса идеи для бизнеса
Анна
Либер – о том, как создаются статусные корпоративные арт-презенты
IT-инструменты, которые использует Анна Либер
- CorelDraw
- Telegram
Анна Либер ещё в школьном возрасте получила художественное образование, и долгое время считала, что заработать на жизнь творчеством невозможно. Она занялась продажами, пройдя путь от рядового менеджера до руководителя. Случай помог ей уйти из найма и открыть собственную арт-студию. О том, как заработать на росписи корпоративных подарков и проведении арт-ивентов для крупных компаний, основатель студии Liberann Анна Либер рассказала порталу Biz360.ru.
Досье
Анна Либер, 30 лет, художник и предприниматель из Москвы, основатель арт-студии
Liberann. Училась в Белорусском государственном университете транспорта на факультете промышленного и гражданского строительства, в подростковом возрасте окончила художественную школу. Более 10 лет работала в сфере продаж на различных должностях – от менеджера до руководителя отдела. Студию Liberann запустила в 2016 году.
Не до искусства
Выпускница художественной школы Анна Либер не планировала делать творчество своей профессией. Заработать «на искусстве» в белорусском Гомеле было малореально. Поэтому она решила применить свои амбиции в других сферах. Начинала менеджером по холодным звонкам, потом работала руководителем коммерческих отделов.
В 2012 году Анна поняла, что достигла в Гомеле своего максимума — и решилась на переезд в Москву. В российской столице ей пришлось начинать всё с нуля — её первой московской работой стал «холодный» обзвон. По признанию Анны, для более высоких позиций тогда просто не хватало навыков. Снова занять кресло руководителя ей удалось только спустя пару лет.
Все эти годы Анна совсем не рисовала – как она признаётся, было совсем не до искусства. К творчеству она вернулась только в конце 2015 года. Тогда же начала выкладывать свои работы в соцсетях и получила на них хороший отклик. Подписчики интересовались картинами и спрашивали, как их можно купить.
Бизнес-старт на больничном
Вскоре Анне пришлось провести два месяца на больничном. Времени для рисования стало больше, выросло и количество «творческих» постов в Facebook. В тот момент на личной странице Анны Либер в этой соцсети было около 2000 подписчиков, среди которых — предприниматели, топ-менеджеры и руководители компаний.
На подходе был очередной Новый год, и многие из них задумались о корпоративных подарках. И как-то так получилось, что некоторые из них начали привозить Анне на роспись чемоданы, каски, сервизы, дорогие блокноты. Их дарили, как правило, своим начальникам и деловым партнёрам.
«Наверное, рынок устал от стандартных подарков. «Массовая» дешёвая сувенирка воспринимается как что-то скучное. А превращение любого предмета в подарок с помощью росписи – это уже намного интереснее», — считает Анна.
Целенаправленным поиском клиентов она тогда не занималась. Для получения заказов ей хватало того, что она время от времени выкладывала свои новые работы в Facebook. При этом подписей к фотографиям типа «продаётся» или «делаю на заказ» она не ставила. Результаты «новогоднего больничного» натолкнули Анну Либер на мысль о продолжении работы в сфере корпоративных подарков.
«Я посмотрела, что за полмесяца в декабре я заработала как за 2 месяца на должности исполнительного директора компании. И это без рекламы, сидя на больничном дома! Я подумала: наверное, это востребовано, раз люди идут. Ниша свободна, почему бы не попробовать», — говорит Анна.
Неясная альтернатива найму
Первые месяцы 2016 года показали предпринимательнице главную проблему «подарочного» бизнеса – сильную зависимость от сезона. Оказалось, дорогие корпоративные подарки в основном дарят именно под Новый год, а на другие праздники компании обычно заказывают что-то более стандартное. В январе-марте 2016 года новых заказов на роспись подарков у Анны почти не было.
В конце марта она решила вернуться в найм, нашла себе работу и даже успела на неё выйти. Но для оформления в штат ей нужно было решить ряд бюрократических вопросов, связанных с отсутствием российского гражданства. Пока Анна занималась решением этой проблемы, работать по найму она передумала.
«Я была на распутье. Первый вариант – иметь стабильную работу в знакомой сфере. Второй – заниматься тем, что нравится, но не знать, что будет дальше, и хватит ли денег на жизнь. Мне хотелось рисовать. Супруг меня поддержал и предложил попробовать. Мы решили: занятие любимым делом стоит того, чтобы несколько сократить бюджеты на жизнь», — рассказывает Анна.
Весной 2016 года она открыла студию Liberann, соединив в названии собственные имя и псевдоним. Никаких серьёзных вложений новый проект не потребовал. Были куплены необходимые материалы (краски, кисти, холсты, фартуки) и оплачено изготовление сайта (около 40 тысяч рублей, т.к. над сайтом трудились специалисты из Белоруссии).
Первый год был сложным. В то время у Анны не было портфолио, средств для развития проекта и знаний о том, как выйти на рынок. Поэтому тогда предпринимательница бралась за любые заказы.
«Всё, что я зарабатывала, вкладывала в сайт, закупки, образцы. Зарабатывала тогда я мало, поэтому соцсети вела сама, статьи на сайт писала сама, документы для клиентов тоже готовила сама», — говорит Анна.
Крупные клиенты без особых усилий
Клиентами студии Liberann с самого начала становились в основном крупные компании. Анна не тратила время и силы на их поиск – они приходили из её страницы в Facebook и по рекомендациям. По этой же причине искать пути выхода на «лиц, принимающих решения» тоже не потребовалось. Сейчас среди клиентов Liberann – компании Unilever, Rockwool, SM Trade, «Росатом» и другие крупные структуры.
«Мои заказчики понимают, что приятнее дарить и получать что-то необычное. Например, вместо стандартного блокнота с тиснением – блокнот с эксклюзивной ручной росписью. Он будет уникальным даже при большом тираже. При ручной росписи невозможно повторить один и тот же рисунок одинаково», — говорит Анна Либер.
С каждым заказчиком основательница проекта общается лично. Сначала она спрашивает у клиента, что он хочет изобразить и на каких именно предметах. Вместе с заказчиком выбирает стиль и жанр рисунка, а также его цветовую гамму.
Во время беседы с клиентом Анна делает несколько набросков будущего изображения. Затем смотрит по реакции собеседника, нравятся тому предложенные варианты или нет. Так она приходит к рисунку, который берётся за основу финального эскиза. По нему основательница студии создаёт «пилотный» образец, после утверждения которого заказ отправляется в работу.
По словам Анны, сложностей с утверждением заказа почти не возникает. Некоторые из клиентов чётко знают, чего хотят, и ей нужно просто воплотить задуманное. Остальные, как правило, доверяют художнице, и не задерживают процесс бесконечными правками.
Общение с клиентом основательница студии пока не готова доверить наёмным сотрудникам. «Для заказчика большое преимущество, что с ним общается художник – я лучше понимаю и чувствую, что он хочет. Я могу сразу на месте уточнить детали, просчитать стоимость и утвердить эскизы до заключения договора. Ни один менеджер этого не сможет сделать, каким бы он ни был профессионалом», — уверена Анна Либер.
Мастер-классы в компании коллег
Корпоративные подарки – не единственное направление работы студии Liberann. С 2016 года Анна проводит выездные мастер-классы, а также тренинги в виде арт-тимбилдинга для компаний.
«Важное преимущество этих направлений – они приносят довольно быстрые деньги. На подготовку нужно 3-4 дня, плюс работа на самом мероприятии. Подарки – более долгая история. На один заказ может уйти до 1-2 месяцев, в зависимости от того, сколько художников привлекаешь», — объясняет Анна.
Во время небольшого мастер-класса она не пытается научить людей «чему-то серьёзному» – у этого арт-мероприятия другая цель. Компании заказывают его, чтобы развлечь сотрудников чем-то необычным на корпоративе или вечеринке. Например, перед Новым годом на таких занятиях сотрудники компаний расписывали ёлочные шары.
Сначала ведущий показывает, что нужно нарисовать, вкратце объясняет технологию и рисует пример того, что можно изобразить на шаре. Дальше, по словам Анны, «всё идет по наитию». Задача ведущего – общаться с участниками, подсказывать и помогать им. Если он замечает, что кто-то из участников недоволен результатами, то уделяет таким «художникам» больше времени и помощи.
Иногда мастер-классы заказывают частные клиенты – например, на детские или взрослые дни рождения. Но самый популярный повод «порисовать в компании» — это девичники. Они составляют большинство заказов от частных лиц.
На одном из них, проходившем в «мексиканском» формате, девушки наносили на майки рисунки в мексиканском стиле. На другом девичнике все участницы пришли в костюмах лисичек – с ушками и хвостиками. Их предметом рисования были лисы.
Тимбилдинг в стиле арт
Цель арт-тимбилдинга – командообразование с помощью рисования. Самая популярная технология таких мероприятий – «составная картина». Перед началом арт-тимбилдинга участники — сотрудники одной компании — делятся на команды. Каждая их них получает свой кусочек холста, на котором очень бледно изображена разметка рисунка. По небольшой инструкции они должны найти нужный элемент в их «квадратике», смешать разные краски для получения правильного оттенка и нанести его на поверхность. Полной картины нет ни у кого, и как она будет выглядеть, никто не знает.
Если одна из команд рисует с опережением графика, а у другой почти ничего не готово, Анна может поменять холсты между командами. Тогда лидирующая группа возьмёт на себя несколько больше работы, чем остальные, но поможет приблизить общий результат. Иногда ведущий меняет участников между командами, объединяя тех, кто мало общается друг с другом на работе.
Потом все части картины монтируются на холст 2х2 метра, и «шедевр» показывают его создателям. Итоговая большая картина презентуется как результат совместных усилий всех участников. Она наглядно демонстрирует важность командной работы для достижения общей цели. «Я не помню, чтобы участникам не понравилась общая картина. Когда они видят результат, он вызывает у них удивление и радость», — говорит Анна Либер.
Арт-тимбилдинг нередко проводят «по профилю» компании. К примеру, производитель плитки заказал мастер-класс по росписи своей же плитки.
«Сначала мы рисовали с топ-менеджерами организации ценности каждого отдела. После этого они все вместе монтировали нарисованное как панно. Они сами его склеивали и украшали своей плиткой. Им это так понравилось, что они стали приглашать нас для проведения такого же тренинга рядовым менеджерам», — говорит Анна.
Интерьеры и картины
В 2017 году Анна Либер запустила новое направление – художественное оформление помещений. «Это не дизайн интерьеров. Мы берём готовый интерьер и дорабатываем его, рисуя на стенах и дополняя его картинами, предметами интерьера, декором», — уточняет Анна. Сейчас её студия делает переоформление крупного магазина «Палантир».
Рисование картин стало для предпринимательницы и хобби, и источником дохода. Некоторые из своих работ она выставляет на продажу. Сейчас Анна пишет по 2-3 холста в год, каждый из которых требует более 70 часов работы.
«Мои картины выкупаются ещё на стадии нанесения фона на холст. При этом я впервые в жизни получаю удовольствие от того, что пишу на холстах. Рисование «для себя» и заработок теперь сопровождают друг друга. Один из частых покупателей картин – топ-менеджер крупной корпорации. Он ждёт, пока картина будет готова – а писаться она может с большими перерывами, я делаю это только по вдохновению. Некоторые холсты стоят по полгода-год, ждут своего часа», — рассказывает Анна Либер.
Цена вопроса
Как правило, корпоративные заказы состоят из 20-50 расписанных вручную предметов. Средняя стоимость одного такого заказа – 35 000–100 000 рублей. Иногда бывают и совсем небольшие заказы на 3-4 изделия – они обходятся клиенту в 7000-9000 рублей.
Цена крупных заказов доходит до 150 000–200 000 рублей. Самый дорогой заказ по росписи новогодних шаров стоил 435 000 рублей. На его выполнение потребовался месяц, в том числе неделя – на согласование макета, закупку материалов и другие предварительные работы. Росписью этой партии шаров занимались три художника.
Стоимость заказа зависит от его тиража, сложности росписи и цены самих предметов. Клиент может сам отдать купленные им подарки на роспись, но так бывает нечасто. Поэтому обычно студия берёт закупки на себя. Если клиент не назначит конкретного продавца, Анна ищет его сама. Стоимость подбора и закупки материала составляет 20% от общего чека.
В некоторых категориях товаров (например, блокнотов), у неё есть проверенные поставщики. Сам товар, купленный у них, студия продаёт клиентам по своим закупочным ценам, «отбивая» лишь налоги.
«Тот же блокнот в кожаной обложке может стоить от 50 до 4000 рублей. Но понятно, что за 50 рублей это будет кожзаменитель. Конечно, мы можем и на нём нарисовать. Только какой смысл брать дешёвую основу, чтобы делать на ней дорогой рисунок? Гораздо интереснее подарить блокноты в настоящей коже с качественной бумагой, которые приятно держать в руках. В целом наши клиенты понимают, что подарки с росписью на заказ – недешёвое удовольствие», — говорит Анна.
Стоимость проведения мастер-класса предпринимательница устанавливает из расчёта от 500 до 1000 рублей на человека плюс стоимость основы для росписи и материалов. Арт-тимбилдинг продолжительностью 3 часа обойдётся клиенту в сумму от 900 до 2000 рублей на человека. Стоимость зависит от количества участников: чем их больше, тем она ниже.
Максимальное количество заказов приходится на период с октября по декабрь. В предновогодний период студия обрабатывает до 15-20 заказов в месяц по всем своим направлениям (без учёта небольших заказов на три-пять изделий). Средняя загруженность студии в остальные сезоны – около 5-10 заказов в месяц.
Анна Либер говорит, что с тех пор, как студия начала развиваться, её личный доход вырос в разы по сравнению с работой в найме.
Команда творческих людей
Для выполнения росписи Анна привлекала несколько десятков мастеров, 20 из них отработали не менее двух заказов, некоторые — гораздо больше. Каждый из художников специализируется в каком-то одном направлении: гжель, хохлома, графика, современный стиль и т.д. По словам основательницы студии Liberann, такие «мастера узкого профиля» тратят на работу гораздо меньше времени, чем художники-универсалы.
В предновогодний сезон работой загружены почти все привлечённые художники. Например, роспись заказа на 100 ёлочных шаров занимает у одного мастера месяц. В остальные периоды клиентов меньше, и работу над заказами могут выполнять одновременно от одного до десяти художников.
Помимо росписи предметов на заказ они также принимают участие в проведении корпоративных мероприятий. На арт-тимбилдинге хватает усилий одного-двух ведущих на 40 участников. При проведении мастер-классов требуется больше персонала: минимум один ведущий на 10 участников.
Некоторые заказы Анна выполняет самостоятельно. В основном это работы с новыми для студии материалами или предметами. Сначала она отрабатывает технику рисования, после чего обучает тонкостям процесса своих художников.
В рутинных административных вопросах Анне помогает ассистентка. На аутсорсе привлекаются веб-дизайнеры и пиар-менеджер. Офиса у Liberann нет: все художники и другие сотрудники работают удалённо.
Ставка на сарафанное радио
Как и в самом начале работы студии, большинство клиентов приходит к Анне по рекомендациям. Платным продвижением она пользовалась всего однажды – в конце 2017 года. Контекстная реклама в поисковиках принесла довольно много запросов, но «выхлопа» от них почти не было: клиентами стали всего два человека.
Новости о сво`м проекте и примеры работ Анна выкладывает на
сайте студии, а также на её страницах в Facebook и Instagram. Но клиентов эти ресурсы почти не приносят. Основной источник поступления заказчиков, помимо рекомендаций –
личная страница Анны в Facebook.
«Спасибо моим подписчикам: они много делают для продвижения моего бренда. Они знают, чем я занимаюсь, и отмечают меня в различных группах. Главное – успевать отрабатывать запросы. У моей страницы в Facebook хороший охват, она хорошо работает. Люди видят, чем я занимаюсь, приходят и рекомендуют другим. Клиенты приходят, как правило, «к Анне Либер», а не в студию Liberann. Многие из них даже не знают о существовании студии», — признаётся Анна.
Что дальше
Уже сейчас Анна планирует подготовку к сезону новогодних корпоративных заказов. По её опыту, крупные компании начинают искать «новогодних» поставщиков в августе. В сентябре она планирует отправить потенциальным клиентам около 50 подарков — кожаных блокнотов. Расписывать их начнут уже в мае.
Этот способ напомнить о себе в начале сезона хорошо сработал в 2017 году. На семь отправленных подарков Анна получила три заказа и пять рекомендаций, по которым пришли ещё три клиента.
«Мои подарки начали выкладывать в соцсетях с припиской: «Анна Либер подарила блокнотик, если вы ищете что-то подобное – то вам к ней». Получатели начали упоминать и рекомендовать нас в личном общении, что тоже приносит заказы», — говорит Анна.
Ещё одна идея, которую основательница студии хочет реализовать в этом году – иметь в наличии образцы продукции. Сейчас все товары закупаются под заказ, и клиент пока не может выбрать «из того, что есть». Планируется и расширение линейки подарков. Среди предметов для росписи появятся мыло-handmade, игрушки ручной работы из полимерной глины, кружки с объёмными рисунками.
«Мы хотим развиваться, показывать новинки, постоянно чем-то удивлять клиентов. Тогда они будут знать, что в этом году у меня можно заказать что-то новое, а не то же, что и раньше. В этом году планируем сделать ребрендинг «Студии Анны Либер». Это увеличит конверсию и узнаваемость не только меня, но и моего проекта», — резюмирует Анна Либер.
Бизнес ручной работы: как заработать на арт-визитках.
Идеальная фигура: как заработать на производстве манекенов.
Банка с сюрпризом: как заработать на подарочном B2B-варенье.
15 мая 2018